Величайший альбом всех времен Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Когда-то давно таким его признал авторитетный журнал Rolling Stone. Но сегодня, то ли подчиняясь витиеватости времени, то ли забыв, какие изменения понесла вся музыкальная культура после "Пеппера", сменил его не менее великим, но все-же не таким фундаментальным Маривном Гэем. А может и правильно, дурно Сержанту красоваться в таких общедоступных местах: популярность важна в моменте, который для них уже прошел, а идентичность хорошо консервируется в неизвестности.
Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band - восьмой студийный альбом английской рок-группы The Beatles. Его хвалят за инновации в написании и производстве песен и за преодоление культурного разрыва между популярной музыкой и высоким искусством.
Музыковеды считают Пеппера самым ранним концептуальным альбомом, в котором важную роль играет звуковая композиция, расширенные формы, психоделические образы и прочее. Он считается одной из первых пластинок в стиле арт-рок, прародителем прогрессивного рока и началом эры "альбомов, как отдельного произведения".
Мы написали интересную статью, специально для вас.
Предпосылки
К 1966 году The Beatles устали от живых выступлений
Джон Леннон говорил, что проще «разослать четыре восковых фигуры [музыкантов]… и это удовлетворило бы толпу. Концерты Битлз больше не имеют ничего общего с музыкой. Это просто кровавые племенные обряды».
Пол Маккартни же позже высказал следующую мысль: «Нам надоело быть Битлз. Мы действительно ненавидели этот чертов подход с четырьмя маленькими швабрами. Мы были не мальчиками, мы были мужчинами... и считали себя художниками, а не просто исполнителями».
Битлы были на грани распада и взяли трехмесячный перерыв перед записью Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
Джордж Харрисон сообщил Эпштейну, что покидает группу, но его уговорили остаться, заверив, что туров больше не будет. Группа взяла трехмесячный перерыв, во время которого сосредоточилась на личных интересах. Харрисон отправился в Индию на шесть недель, где изучал игру на ситаре под руководством Рави Шанкара; Пол Маккартни работал с Джорджем Мартином над саундтреком к фильму «The Family Way» и отдыхал в Кении; Леннон снялся в фильме «Как я выиграл войну» и посещал художественные выставки, на одной из которых он встретил Йоко Оно; Ринго Старр использовал перерыв, чтобы провести время со своей женой Морин и сыном Заком.
Главный источник вдохновения *
Мы не пропагандируем запрещенные вещества. Наркотики - это плохо.
Будучи в Лондоне без своих товарищей Маккартни впервые попробовал ЛСД*, став последним из битлов, решившимся на это. По мнению многих критиков, приобщение Маккартни к этому веществу, которое придало ему «огромное новое чувство возможности», определило следующий проект группы - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band.
Идея о сержанте Пеппере пришла к Маккартни в Кении
Он хотел создать военный оркестр эдвардианской эпохи. Там же Маккартни предположил, что новый альбом должен представлять выступление вымышленной группы. Эта группа альтер-эго дала бы им свободу в музыкальных экспериментах, освободив их от устоявшегося тогда образа «Битлз». Мартин напомнил, что эта концепция не обсуждалась в начале работы над LP, но впоследствии дала альбому «самостоятельную жизнь».
Создание альбома
The Beatles не в топах?
Сессии начались 24 ноября 1966 года в Studio Two в EMI Studios (впоследствии Abbey Road Studios). Позволив себе роскошь почти безграничного бюджета на запись и не имея абсолютного срока завершения, музыканты забронировали открытые сессии с семи часов вечера и играли сколько душе угодно. Они начали со "Strawberry Fields Forever" и "Penny Lane", которые впоследствии были выпущены отдельно - в качестве синглов (по условиям лейбла).
Что примечательно, эти две культовые песни не попали в топы чартов, а люди стали поговаривать о том, что "Битлз" сдулись. Из-за этого "Strawberry Fields Forever" и "Penny Lane" были исключены из "Сержанта Пеппера", что Джордж Мартин назовет «самой большой ошибкой в его профессиональной жизни». Он считает "Strawberry Fields Forever", на запись которой он и группа потратили беспрецедентные 55 часов студийного времени, "задала повестку дня всему альбому".
Сэр Маккартни - ключевая фигура альбома
По словам музыковеда Уолтера Эверетта "Сержант Пеппер" знаменует собой начало восхождения Маккартни как доминирующей творческой силы The Beatles. Он написал более половины материала для альбома, одновременно усиливая контроль над записью своих композиций. Большая часть бас-гитары на альбоме была сведена заранее. Предпочитая накладывать свою басовую партию в последнюю очередь, Маккартни, как правило, играл на других инструментах при записи минусовки. Этот подход дал ему время для разработки басовых партий, которые были бы мелодически авантюрными - одно из качеств, которыми он особенно восхищался в работе Уилсона над Pet Sounds. В песнях Леннона отдавалось предпочтение клавишным инструментам.
Праздник везде
The Beatles стремились привнести атмосферу праздника и в сеансы записи. Утомленные безвкусным видом EMI изнутри, они установили психоделическое освещение в студии с помощью красных люминесцентных ламп у микрофонной стойки. Позже Харрисон сказал, что студия стала клубом группы сержанта Пеппера.
И запись как праздник
Сессия 10 февраля для оркестровых партий для "A Day in the Life" была организована как событие, типичное для лондонской авангардной сцены. The Beatles пригласили множество друзей, а сессионные музыканты были одеты в формальную вечернюю одежду, дополненную маскарадным реквизитом. Процесс был снят на семь портативных камер и стал частью клипа "A Day in the Life".
Группа подумывала о телевизионной программе
По задумке, на каждую из песен каким-то известным режиссером должен был быть снят клип. Стоимость записи Сержанта Пеппера не позволила воплотить это в жизнь.
Within You Without You
Во время записи "Within You Without You" 15 марта студия была преобразована: на стенах были развешаны индийские ковры, освещение было приглушено, горели благовонья, чтобы вызвать необходимый индийский дух.
Обложка
Обложку альбома разработали поп-художники Питер Блейк и Янн Хаворт. Блейк предложил изобразить группу после концерта с толпой зрителей. Он также отметил, что зрителей можно сделать из вырезок в журналах или фотографий, чтобы битлы сами могли выбирать тех, кто смотрел их концерт.
Собственно на обложке мы видим битлов в костюмах группы Сержанта Пеппера и клуба одиноких сердец. У каждого из музыкантов густые усы - все повторили за Харрисоном, который изначально отрастил их для маскировки во время визита в Индию.
Коллаж на обложке включает 57 фотографий и девять восковых фигур. Исследователь творчества "битлз" Ян Инглис рассматривает эту картину «как путеводитель по культурной топографии десятилетия», которая отражала растущую демократизацию общества, в результате которой «традиционные барьеры между «высокой» и «низкой» культурой разрушались».
На обложке можно найти Карлхайнза Штокхаузена и Льюиса Кэрролла, а также таких исполнителей, как Боб Дилан и Бобби Брин; кинозвезд Марлон Брандо, Тайрон Пауэр, Тони Кертис, Марлен Дитрих, Мэй Уэст и Мэрилин Монро; художника Обри Бердслей; боксера Сонни Листон и футболиста Альберта Стаббинс. Также были комики Стэн Лорел и Оливер Харди; писатели Герберт Уэллс, Оскар Уайльд и Дилан Томас; а также философы и ученые Карл Маркс, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Харрисон выбрал гуру Товарищества самореализации Махаватара Бабаджи, Лахири Махасая, Шри Юктешвара и Парамахансу Йогананду. Лого The Rolling Stones можно найти на кукле слева.
Роль альбома в культуре и прием в обществе
"Сержант Пеппер" считается главным саудтреком "Лета Любви", а также символизирует переломный момент на Западе, когда поиски высшего сознания и альтернативного мировоззрения достигли критической точки.
Как писал Лэнгдон Виннер из журнала Rolling Stone: [В период популярности Sgt. Pepper] «На короткое время непоправимо раздробленное сознание Запада объединилось, по крайней мере, в сознании молодежи». В то время, по его словам, «западная цивилизация подошла ближе всего к единству со времен Венского конгресса 1815 года».
Американские радиостанции прервали свое обычное расписание, проигрывая альбом практически без остановок, часто от начала до конца. Подчеркивая свою идентичность как самостоятельной работы, ни одна из песен не была выпущена как сингл.
Треклист альбома:
Первая сторона:
1. "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" McCartney 2:00
2. "With a Little Help from My Friends" Starr 2:42
3. "Lucy in the Sky with Diamonds" Lennon 3:28
4. "Getting Better" McCartney with Lennon 2:48
5. "Fixing a Hole" McCartney 2:36
6. "She's Leaving Home" McCartney with Lennon 3:25
7. "Being for the Benefit of Mr. Kite!" Lennon 2:37
Вторая сторона
1. "Within You Without You" Harrison 5:05
2. "When I'm Sixty-Four" McCartney 2:37
3. "Lovely Rita" McCartney 2:42
4. "Good Morning Good Morning" Lennon 2:42
5. "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise)" Lennon, McCartney, Harrison and Starr 1:18
6. "A Day in the Life" Lennon with McCartney 5:38