Марина Деникина, известный французский историк и телеведущая, была поздним ребенком генерала. В те годы на территории России вовсю шла Гражданская война. С разгромом белого движения Деникин с семьей покинул родину и эмигрировал за рубеж. Долгие годы его дочь пыталась оправдать перед Россией своего отца, и ей это блестяще удалось.
Исторические оценки Деникина
К деятелям Белого движения советские историки, за редким исключением, подходили крайне ангажировано, не жалея презрительных эпитетов. В художественной литературе и публицистике белогвардейцы прочно заняли нишу главных злодеев и антигероев. Лишь в перестройку ситуация постепенно стала меняться в сторону объективности.
Генералу Деникину в период СССР доставалось все же чуть меньше, чем, например, люто ненавидимым красными адмиралу Александру Колчаку и атаману Петру Краснову – оба были казнены советскими представителями с разницей в 27 лет. Несколько обеляло образ Деникина в глазах советских пропагандистов, во-первых, его категорическое неприятие нацизма во время Второй мировой войны и отказ сотрудничать с Третьим рейхом по примеру Краснова. Во-вторых, генерал, как считается, поддерживал в ту переломную эпоху Красную армию, для нужд которой даже собрал вагон медикаментов.
Еще в середине 1930-х, когда среди отдельных представителей белой эмиграции распространились надежды на скорое «освобождение» России с помощью нацистской Германии, Деникин в своих статьях и выступлениях активно разоблачал захватнические планы Адольфа Гитлера, называя его «злейшим врагом России и русского народа». Он доказывал необходимость поддержки РККА в случае войны, высказывая надежду, что после разгрома Германии она «свергнет коммунистическую власть» в России.
Книги об отце
«Почти четверть века генерал Деникин был под "колпаком" у Сталина. Да и не только у него: руководители других ведущих стран Европы через свои спецслужбы в 1920—30-е годы интересовались судьбой русского генерала и пытались использовать его в своих интересах. И это далеко не случайно, – отмечал историк Юрий Мухачев. — Для многих из нас, воспитанных в системе жестких идеологических координат, эти люди всегда были только контрреволюцией, "белогвардейщиной", "царским офицерьем". Мы редко видели в них родных людей, наших соотечественников, павших на поле боя за свое Отечество или с трудом выживших и боровшихся за жизнь своих детей и сохранение русской культуры на чужбине».
Марина Деникина была одной из тех, кто посвятил свою жизнь восстановлению исторической правды. Она рассказывала о белогвардейцах во Франции, писала книги и за долгую жизнь раздала великое множество интервью – словом, делала все возможное для обеления имиджа тех русских людей, к числу которых принадлежал и ее отец.
Сначала дочь генерала состоялась как журналистка. Она вела передачи на ТВ и радио, привлекая к съемкам таких звезд своей эпохи, как Эдит Пиаф, Франсуаза Саган, Жерар Филипп. Конец ее вполне успешной карьере репортера положил президент Франции Жорж Помпиду, заявивший о нежелании видеть Деникину-Грей в «ящике». После этого эмигрантка всерьез увлеклась историей и, в частности, предметно работала над периодом Гражданской войны. Вероятно, при выборе новой сферы деятельности не обошлось без влияния второго супруга Марины Антоновны, крупного французского историка Жана-Франсуа Кьяппа, в результате брака с которым она получила титул графини.
Перезахоронение генерала в России
Фундаментальным трудом всей жизни Марины Грей явилась книга «Мой отец генерал Деникин», в которой автор постаралась максимально беспристрастно передать биографию Антона Ивановича на фоне крушения старой России. В своей работе она выказывала негативное отношение к советской власти и призывала не верить в эволюцию этой системы в современный ее творчеству период XX века. Напротив, своего отца и его единомышленников Деникина пыталась представить не как «отпетых контрреволюционеров» и «душителей свобод» – такие портреты составляли писатели в СССР, – но как патриота России и ярого радетеля ее интересов.
«Мой отец был храбрым солдатом, честным человеком, но плохим дипломатом», -- говорила Деникина-Грей о белом генерале. В общей сложности она написала более 20 романов и исторических трудов, посвященных российской истории начала XX века, судьбам Белого движения и эмиграции.
Деникин ушел из жизни 7 августа 1947 года в Анн-Арборе, штат Мичиган. Перед смертью он завещал однажды быть перезахороненным в России.
«Жаль, так и не увижу, как Россия спасется», – Марина хорошо запомнила слова своего отца на смертном одре и впоследствии приложила немало усилий к тому, чтобы исполнить его последнюю волю.
Деникина похоронили на кладбище Ивергрин в Детройте с воинскими почестями, но через год его вдова Ксения Васильевна перенесла останки мужа на православное казачье кладбище Святого Владимира в Джексоне, штат Нью-Джерси. На надгробной плите между двумя православными крестами помещались надписи на русском и английском языках. После распада СССР Деникина задумалась о переносе могилы покойного генерала в Россию. Письмо соответствующего содержания было отправлено Владимиру Путину.
В апреле 2005 года 86-летней Деникиной-Грей было предоставлено российское гражданство, а она в благодарность за помощь с обретением ее родителями последнего пристанища подарила президенту России шашку отца. В октябре Антона и Ксению Деникиных перезахоронили на территории Донского монастыря в Москве. Будто бы завершив все свои мирские дела, всего через месяц их дочь отошла в мир иной.