Привет! С вами команда Яндекс Практикума. Сегодня хотим рассказать, как устроена профессия продуктового дизайнера и почему его главная задача — не только работать в Figma, но и придумывать умные решения для бизнеса, которые делают мир лучше. Для этого мы поговорили с с арт- и дизайн-директорами «Авито», МТС, Mango Office и студии бизнес-дизайна newpürple, а также запросили статистику у hh.ru.
Для тех, кто хочет освоить профессию, новую на российском рынке, мы запустили курс «Продуктовый дизайнер». Это фундаментальное образование с нуля — как онлайн-университет. А еще вы можете выбрать удобный для вас вариант программы. Наши выпускники — уверенные специалисты, которым мы помогаем найти достойную работу на позициях джун и мидл.
Чем занимаются продуктовые дизайнеры?
Продуктовый дизайнер — специалист, который работает с продуктом и умеет смотреть на него комплексно: не только с точки зрения визуала, но и с учетом интересов бизнеса, пользовательского опыта и технических возможностей.
В цифровой среде таким продуктом может быть софт, сервис, приложение, в промышленной — физическое устройство: кофеварка, стиральная машина, турникет метро. «Поиск наиболее эффективного и экономичного решения — основная задача продуктового дизайнера, — рассказывает арт-директор «Авито» Виктор Лушин. — Если он будет решать только проблемы пользователей, это может плохо сказаться на бизнесе; не учтет технические возможности — разработка окажется слишком дорогой или нереализуемой; проигнорирует интересы пользователя — продукт окажется не нужен на рынке».
Каждый раз продуктовый дизайнер изучает конкретную проблему: например, в «Авито» она могла бы быть связана с тем, что пользователи редко нажимают кнопку «Добавить в избранное». В таком случае от специалиста потребуется решение, позволяющее увеличить целевую метрику. Оно может заключаться в изменении визуала, текстов в интерфейсе, — или стать более оригинальным.
Для того чтобы решать такие задачи, продуктовый дизайнер должен разбираться в методологиях разработки, в гайдлайнах платформ Android и iOS (правилах и рекомендациях для приложений), в юнит-экономике (оценке прибыльности одного юнита — клиента или товара). Специалисту нужно работать с исследованиями аудитории, конкурентов и ситуации на рынке, а также владеть инструментами аналитики. В зависимости от состава команды он может выполнять и менеджерские функции: управлять дизайнерами и разработчиками. Поэтому в его профессии сочетаются навыки дизайнера интерфейсов, маркетолога, аналитика и менеджера.
Наш главный эксперт на курсе и экс-глава дизайна Mango Office Александр Кондратенко считает, что продуктовый дизайн — очень благодарный труд, ведь специалисты приносят пользу и рынку, и бизнесу, и людям: «Ты ощущаешь свой вклад в гораздо большей мере, чем в любой другой сфере дизайна».
Кейс из практики Александра Кондратенко (2019): административная панель сервиса управления домофонами, камерами и доступом для УК и жильцов «Ростелеком Ключ»
Насколько это перспективная профессия в России?
На российском рынке не хватает продуктовых дизайнеров — это подтверждают цифры. По статистике hh.ru, в марте этого года на 374 вакансий приходилось только 169 резюме. При этом топ-3 объявлений от работодателей — в сфере IT, розничной торговли и финансового сектора. Средний порядок зарплат — 172 000 рублей. Между тем как официальной образовательной культуры для продуктовых дизайнеров нет.
Кроме того, по нашим наблюдениям, на западном рынке уже есть тенденция к разделению ролей, а в России дизайнер — зачастую универсальный специалист. Мы надеемся ускорить эту тенденцию и здесь — и вырастить достойных профессионалов. Конечно, в связи с недавними санкциями будущее рынка сложно однозначно предсказать, однако мы надеемся, что в том числе благодаря нашим усилиям он будет развиваться в долгосрочной перспективе. Ведь без продуктовых дизайнеров компании не смогут выпускать качественные диджитал-продукты.
Курс «Продуктовый дизайнер» — это попытка создать платформу, на которой может расти сообщество и рынок труда. Уверены, что наш курс максимально погрузит студентов в культуру профессии и сделает частью сообщества, так как наставники Практикума — действующие продуктовые дизайнеры из «Тинькофф», «Авито», Interra, Сбера, билайн, «Альфы».
Курс длится 20 месяцев: по итогу вы сможете работать с продуктом с нуля до запуска. Может показаться, что обучение длится слишком долго, но мы считаем иначе: если вы никогда не изучали дизайн, но хотите стать специалистом высокого уровня, это потребует времени. А для тех, у кого уже есть опыт в дизайне, и для желающих пройти обучение быстрее мы предусмотрели более короткую программу и скоро анонсируем ее — следите за новостями.
Какие soft skills важны для продуктового дизайнера?
Продуктовый дизайн — та сфера, в которой soft skills, пожалуй, даже важнее, чем hard skills, ведь их сложнее прокачать. Вот какие важные личные качества для продуктового дизайнера выделяют эксперты, с которыми мы поговорили:
— настойчивость;
— любознательность;
— критическое мышление;
— насмотренность;
— умение воспринимать обратную связь без эмоций и использовать ее как инструмент роста;
— навык задавать правильные вопросы: «Какую задачу мы решаем?» и «Как ее решить максимально быстро и с наибольшим эффектом?».
Яндекс Практикум учит студентов как раз этому: правильно задавать вопросы, быть настойчивыми в поиске ответов и продуктивно работать в команде. По мнению арт-директора newpürple Ильи Бодрова, курс ценен именно тем, что студентов учат мыслить за рамками Figma.
И главное, чему мы учим, — продуктовое мышление. Что это? Вот как считает главный эксперт на курсе Александр Кондратенко: «Продуктовое мышление — такой склад ума, когда специалист настроен создавать продукт для людей. Пример: если вы делаете табуретку, исходя из промышленного мышления, то создадите продукт, который легко выпустить. Исходя же из продуктового мышления, вы будете сажать на табуретку людей, смотреть, как они ею пользуются, много раз ошибаться… И сделаете продукт, который сами захотите купить».
Каких специалистов ищут работодатели?
По мнению наших экспертов, работодатели ищут дизайнеров, которые умеют мыслить шире, самостоятельны, голодны до интересных задач и демонстрируют, что вложения в их обучение оправдает себя.
Яндекс Практикум дает необходимое преимущество кандидатам, считает дизайн-директор МТС Алексей Чупин: «Студенты сталкиваются с реальными задачами, и их портфолио подходит для найма на работу. Еще одно преимущество курса — в его бренде. Будущий работодатель поймет, что в ваши знания вложилась одна из лучших IT-компаний страны».
Довольно большая часть курса «Продуктовый дизайнер» посвящена тому, как проходить собеседования и составлять резюме, портфель. Кроме того, студент может монетизировать новые знания уже во время обучения. После первого семестра можно стать стажером-джуном, после второго — джуном, а после третьего — уверенным джуном или даже начинающим мидлом. На всех этих этапах Практикум будет поддерживать вас и помогать искать вакансии.
Хотите оценить курс до старта? Пройдите бесплатные вводные занятия длиной в две недели. Вам предстоит пожить жизнью продуктового дизайнера, разработать свой первый проект и получить обратную связь от практикующего специалиста. Верим, у вас всё получится.