Найти тему
Жизнь артиста в Дзене

А. М. Давыдов, солист Императорской Мариинской оперы - ученик дворника Лукашки

Впервые я услышал в записи голос Давыдова на старой граммофонной пластинке. Это было знаменитое ариозо Канио из оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло «Смейся, паяц».

Та самая граммофонная пластинка.
Та самая граммофонная пластинка.

Голос звучал великолепно, от такта к такту нарастало напряжение и в оркестре, и в чудесном голосе артиста ... Кульминация настала в финале, когда с полным отчаянием Александр Михайлович спел: «Смейся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь ты над горем своим!» Помню и ту мягкость, и задушевность тембра, о которой так точно пишет С. Ю. Левик. Что интересно! В конце этого ариозо каждый тенор использует свою, часто выстраданную многолетним опытом, огромными душевными усилиями, краску – Карузо в нескольких сделанных им дублях иногда смеется горьким, страдальческим смехом, иногда молчит, Марио дель Монако долго и мучительно рыдает, почти навзрыд – это потрясающе, это мужественно красиво! У кого-то из певцов этот смех сквозь слезы в финале слушается чуть нарочито, чья-то трактовка заставляет сопереживать. Но Давыдов!.. После длительного оркестрового проигрыша и молчания артиста, в конце этой записи в течение нескольких секунд звучит его смех, от которого пробегают мурашки по коже ... Тот самый смех, про который говорят «дьявольский»! Жуткий, невыносимый, околдовывающий, заставляющий цепенеть ... Такого я больше не слышал ни у кого. С тех пор прошли годы, но это ощущение очень живо в моей памяти.

Ариозо Канио «Смейся, паяц» из оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло. Поет А. М. Давыдов. Запись 1905 года, Санкт-Петербург. Тот самый дьявольский смех в финале.

Современники говорят, что долгое время Александр Михайлович был лучшим Канио в России. И трогал зрителей, прежде всего, глубиной человеческого страдания, а не яростью обманутого мужа. И этот смех!..

А. М. Давыдов в роли Канио в опере "Паяцы" Р. Леонкавалло.
А. М. Давыдов в роли Канио в опере "Паяцы" Р. Леонкавалло.

Казалось бы, огромный успех, впереди – прекрасное будущее, грандиозные творческие планы ... Но все разрушает злой рок. Певец заболевает воспалением легких и получает осложнение на слух. Он перестает слышать оркестр, наступает практически полная глухота.

В отчаянии А. М. Давыдов пишет:

По поводу этого несчастья я беру на себя смелость цитировать слова великого Бетховена: «В каталоге лишений, горя, печалей и страданий, через которые проходят люди долга и чуткой совести, заполнился мой отдел: музыка, пение, борьба за творчество, глухота

Но артист находит в себе силы не только не поддаться удару судьбы, но и продолжать работать. С близкого расстояния он слышит звуки рояля и может петь. В 1914 году Александр Михайлович уходит с оперной сцены и целиком посвящает себя концертной деятельности. С концертных эстрад России звучат арии из опер, любимые певцом романсы Чайковского и, конечно, коронные номера его цыганского репертуара: «Я Вам не говорю», «Пожалей же меня, дорогая», «Не уходи, побудь со мною», «Под чарующей лаской твоею» и множество других.

-3

Уже при Советской власти, как известно, не жаловавшей «мещанские», «пошлые» произведения недалекого прошлого, в 1919 году газета «Жизнь искусства» вынуждена была отметить:

Тот же успех А. М. Давыдов имел в ряде романсов, исполненных с той тонкой нюансировкой передачи, которая создала ему заслуженную славу одного из первых среди немногих художников этого жанра.

В 1924 году вся музыкальная общественность страны широко отмечала 35-летие сценической деятельности выдающегося артиста, ему присваивается звание заслуженного артиста Республики.

Та самая юбилейная афиша 1924 года.
Та самая юбилейная афиша 1924 года.

Тогда же в интервью журналу «Жизнь искусства» он поделился со своими почитателями ближайшими планами:

Даваемый мною 22 числа концерт является, наверное, последним в моей жизни, ибо после этого я уезжаю за границу для восстановления, елико возможно будет, моего здоровья и по возвращении исключительно отдамся педагогической деятельности.

Советская власть благосклонно отнеслась к артисту. Его выпустили за рубеж, с 1924 по 1935 годы он жил и лечился в Париже. По желанию Ф. И. Шаляпина Давыдов, как режиссер, ставил в столице Франции «Князя Игоря». В 1935 году певец вернулся в СССР, преподавал. Добрейшей души человек, Александр Михайлович, на внимание со стороны властей отвечал им тем же. Уговаривая своего друга вернуться в Россию, он пишет 3 декабря 1935 года Ф. И. Шаляпину:

Да, мой милый друг Феденька, нет тебе другого места на земле, как только в СССР, где все твое – земля, дома, роскошь, друзья и слава. Ты неоднократно говорил, что относишься ко мне с большим доверием; горжусь этим и хочу, чтобы это осталось до конца наших дней, а потому никаких колебаний ... У нас есть все, что твоей душе угодно будет, удобства в бытовом отношении наилучшие, чистота безукоризненная и большой порядок.
Два друга, тенора Императорских театров. Слева - Александр Михайлович Давыдов, справа - Николай Аркадьевич Большаков.
Два друга, тенора Императорских театров. Слева - Александр Михайлович Давыдов, справа - Николай Аркадьевич Большаков.

Авторы многих мемуаров, вспоминая о встречах с замечательным русским артистом, отмечают его чрезвычайную отзывчивость, доброту, мягкость характера, готовность в любой момент прийти на помощь.

А. М. Давыдов был известен и как общественный деятель. В 1910-ых годах широко обсуждалось его предложение об объединении в профсоюз исполнителей, записывающихся на граммофонных фабриках, для защиты их прав от произвола хозяев – «граммофонщиков».

Будучи тесно связан с процессом звукозаписи, постоянно работая в студии, певец достаточно хорошо разбирался в технике этого процесса. Специальная пресса того времени даже писала о нем, как о «весьма интеллигентном человеке, наиболее знакомом с техническими свойствами записи».

Еще один пример фотомонтажа начала ХХ века. А. М. Давыдов ужасается собственному пению. (Шутка!)
Еще один пример фотомонтажа начала ХХ века. А. М. Давыдов ужасается собственному пению. (Шутка!)

В 1944 году Александр Михайлович Давыдов скончался в Москве.

Выдающийся русский певец Иван Семенович Козловский сказал как-то, что имя Александра Михайловича Давыдова должен знать каждый поющий и при упоминании этого имени снимать шляпу.

Однажды один из журналистов с восторгом отметил, как точно А. М. Давыдов передает характер народной песни и очарование, своеобразие цыганского романса.

Вы говорите, что я пою задушевно? Это меня так настроил Лукашка, симферопольский дворник,

– сказал Король и засмеялся.