Заканчиваю.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Мы много говорили о Китае и марксизме, но сейчас нужно сделать одно очень важное уточнение: речь идет о "китаизированном марксизме".
Генезис этой секты таков. В начале прошлого века китайский революционер Сунь Ятсен выдвинул три принципа будущего политического устройства Китая: национализм, народовластие, всенародное благоденствие. На этой базе была сформирована партия Гоминьдан, которая доминировала в Китае до ее ухода на Тайвань. Именно в рамках этой партии начинали прорастать ростки марксизма (Компартия Китая по совету Первого Коммунистического Интернационала влилась в Гоминьдан), занесенные в Китай из Европы, в том числе и большевиками. Авторитет В.Ленина у Сунь Ятсена был огромным.
Распространению марксизма препятствовало отсутствие марксистской (революционной) базы - пролетариата. Китайская революция 1911-го года имете глубокие корни в крестьянских восстаниях 17-го века, приведших к падению китайской династии и замены ее на маньчжурскую. Крестьянское восстание переросло в антиманьчжурское восстание. А потом в восстание тайпинов, первое и второе, в опиумные войны, в восстание боксеров... Другими словами, революция в Китае продолжалась почти три века!
В силу этого процесса, в Китае сформировались многочисленные тайные организации и движения, многие из которых влились в Компартию Китая, вышедшую из Гоминьдана, и были поглощены, но "осадок" остался.
Главным препятствием для распространения марксизма было отсутствие рабочего класса, способного к организации сопротивления буржуазному угнетению масс. Рабочие были, но основной движущей силой революции стали крестьяне, городская беднота и солдаты разных милитаристских кланов. Хотя рабочие и устраивали забастовки, поднимали вооруженные восстания, участвовали в военных операциях своими военизированными отрядами, существенного вклада в революционное движение они не внесли.
Соответственно, с точки зрения классического марксизма, у Китая не было перспектив в движении к социализму и последующему коммунистическому раю. Нет пролетариата, могильщика капитализма, нет социализма. Социализм мало отвоевать, его нужно защитить. И опора может быть только на тех, кому терять нечего кроме собственных цепей. То есть пролетариат.
По этой причине аграрной Украине были переданы российские земли с развитой промышленностью, а русские рабочие массово переселялись в союзные республики, в качестве рассады пролетариата.
И тогда Мао Цзэдун, лидер компартии, придумал "китаизацию марксизма". Этакий марксизм с китайским лицом. И лицо у этой марксистской секты было не пролетарским, а крестьянским. И это ЕСТЕСТВЕННО, учитывая трехвековую борьбу беднейших слоев населения, их организации, их опыт и их вес в революционном движении.
Мао Цзэдун заявил следующее: «Не существует такого понятия, как абстрактный марксизм, существует только конкретный марксизм... Нужно применять марксизм к борьбе в конкретных условиях Китая, а не абстрактно. Если коммунисты, являющиеся частью великого китайского народа, будут трактовать марксизм в отрыве от особенностей Китая, то это будет абстрактный, выхолощенный марксизм. Поэтому китаизация марксизма означает, что во всех своих проявлениях он исходит из китайской специфики, другими словами, научиться применять марксизм в соответствии с особенностями Китая — такова задача, которую вся партия должна безотлагательно понять и решить» .
Были попытки превратить крестьян в рабочих и у нас, и в Китае. У нас создали совхозы, вместо колхозов, где крестьяне ходили на работу, как на завод (от и до), и получали ежемесячную зарплату. В колхозах зарплаты не было, а вознаграждение выдавалось по итогам года. Позже, правда, стали давать небольшие денежные авансы. Поэтому и возникли "колхозные рынки", где крестьяне могли заработать деньги на удовлетворение собственных нужд, продавая свою домашнюю продукцию.
В Китае дофантазировались до устройства плавильных печей (домн) в сельских домовладениях, чтобы соединить крестьянина и рабочего. Было много еще чего, но не суть.
Китайцы свой "китайский марксизм" не афишировали, называя его "соединением марксизма и практики Китая". Следующей реинкарнацией китайского марксизма стала "политика реформ и открытости", проводимая Дэн Сяопином. Ее принципы: малое благополучие, малый достаток. Ее методы:
в экономике — усилить конкурентоспособность на международной арене, к 2020 г. удвоить ВВП по сравнению с 2000 г.;
в политической сфере — строительство социалистической демократии, совершенствование социалистического правопорядка, концепция «управления на основе закона»;
в культурной сфере — повышать моральные качества народа, научную культуру. В аспекте устойчивого развития ставится цель повысить эффективность использования ресурсов, стимулировать гармоничное развитие человека и природы.
Полный отход от пролетарской основы марксизма произошел в начале этого века при Цзян Цзэмине. Пролетарская партия стала партией "широких слоев трудового населения". И снова возродился термин "китаизированный марксизм".
Напомню, что деградация КПСС тоже началась с отказа от "диктатуры пролетариата" и переноса партийной опоры на "трудящихся". Когда в одном салате замешаны и мед и говно, простите меня грешного, то эта смесь пищей быть не может.
У китайцев тоже пищи не получилось пока, но получился непрерывный процесс. Главное - не цель, а движение к цели.
Дмитрий Беляков писал: "...те теории, которые сложились в Китае под знаменем строительства социализма, имеют не так много общего с оригинальной теорией К. Маркса. Современная государственная политика Китая опирается и на идеи марксизма-ленинизма-сталинизма, и западной философии, и науки в целом, а также на учения традиционной китайской философии, но более всего она основывалась на реалиях китайской действительности. По сути, «китаизированный марксизм» — это теория, отвечающая за стратегическое планирование и идеологическое обоснование китайских реформ".
«Социализм с китайской спецификой новой эпохи» в версии 2018 года должен был развиваться по 14 основополагающими принципами, среди которых и такой, как "активизация глобальных интеграционных процессов «для формирования человечества, связанного единой судьбой». Хитро изложено!
Что имеется ввиду под "единой судьбой"? Общее пространство - планета Земля. Куда мы с нее денемся! Но тут, вдруг, выяснилось, что есть другие теории, в которых нет понимания "единой судьбы", а есть судьба для избранных и рабов.
Китай долго сопротивлялся. Приход к власти Си Цзиньпиня сделал Китай напористым, жестким. Обезьяна из доктрины Мао Цзэдуна слезла с дерева и заявила свои права на прилегающую территорию, как минимум.
- Уйди, - сказала, - противный!
Сегодня ясно одно: нам с Китаем, для начала, нужно сопряжение нашей стратегической аналитики. От марксизма в китайском варианте осталось только имя "бухгалтера", как Маркса назвал Бисмарк ("С этим бухгалтером мы еще наплачемся"). От российского либерализма скоро останется только матерная ассоциация. И чем бы марксизм с русским лицом был бы хуже марксизма с китайским? Как говорят в Одессе: та же ж...па, только в профиль.
По Конституции РФ - социальное государство, другими словами, на идейном уровне у нас нет с китайским марксизмом противоречий. Противоречия есть на уровне вектора политической системы: у нас он направлен не внутрь, на благо народа, а во вне - на благо отдельных представителей отдельных народов.
Сопряжения философских идей, тех, которые оборвали свою пуповину от мать-ее-неолиберализма, даст возможность понять простую истину, что у справедливости нет "измов". Она везде одна. А "измы" альтруизма, гуманизма, пацифизма - они от Бога! Того Бога, который провозгласил - возлюби ближнего своего! Куда ж ближе, чем мы Китаю и Китай нам? У нас нет ксенофобии, у Китая нет русофобии. Мы ближе, чем кажется. А какие варианты? У Си есть всего несколько месяцев до переизбрания.
Мир вашему дому! И по фигу американские неувязочки!