Найти тему
Okko

Слуга закона: 10 фильмов о полицейских

Миф о честном и неподкупном страже порядка уже давно разрушен: какой закон, такие и копы. Но несмотря на то, что разницы между полицией и мафией осталось не так много, в каждом полицейском участке на экране найдется свой не такой уж плохой парень. Вспоминаем 10 полицейских фильмов, которые поддерживают в нас неискоренимую веру в торжество закона или, по крайней мере, справедливости.

18+

«Грязный Гарри»

Гарри Каллахан (Клинт Иствуд) — гроза преступного мира Сан-Франциско, которого не останавливают такие мелочи, как дух или буква закона. Он одновременно и судья, и экзекутор с шестизарядным «Магнумом» 44-го калибра, выслеживающий по всему городу маньяка Скорпиона, который похитил четырнадцатилетнюю Энн Мари. Когда пойманного им Скорпиона отпускают из-за «нарушений при производстве задержания», Гарри становится по-настоящему «грязным». Впрочем, и это важно, грязным по меркам стерильных в вопросе репрезентации полицейских 70-х. В конце концов, кодекс Хейса отменили не так давно — в 1968 году. Однако, в свое время фильм породил массу споров, публика и критика разделилась на два лагеря — горячих сторонников и пламенных противников.

«Гарри» был успешен в том числе и потому, что впитал в себя пресловутый дух времени и знаковых для него событий, определивших эпоху — Уотергейт, Вьетнам, студенческие забастовки, разложение изначально мирных идей хиппи, их жестокие столкновения с полицией и, наконец, серийный убийца Зодиак, в фильме переименованный в Скорпиона. Не такой уж и грязный по современным меркам Каллахан стал своего рода дедушкой для всех последующих неоднозначных героев со значком — первым среди равных.

Смотреть в Okko

«Смертельное оружие»

-2

Детектив Мерта (Дэнни Гловер) мечтает только о том, чтобы спокойно дослужить несколько месяцев, оставшихся до пенсии. Риггс в исполнении Мэла Гибсона с его безумными глазами — его новый напарник, на которого покой влияет как тряпка на разъяренного быка (впрочем, так на Риггса влияет почти всё). Черный и белый, «слишком старый для этого дерьма» (любимое выражение Мерта) и достаточно молодой для него, семейный и одинокий, лед и пламень — одним словом, два самых непохожих копа во всем Лос-Анджелесе объединяются, чтобы раскрыть смерть юной Аманды Хансакер, которое выведет их на след наркомафии.

Эталонный комедийный бадди-муви о двух копах, приключения которых растянулись аж на 4 полнометражных фильма. Интересно, что автору сценария, Шейну Блэку, написавшему и поставившему впоследствии третьего «Железного человека» и «Хороших парней», на момент выхода фильма было всего 23 года и это был его первый профессиональный сценарий.

Смотреть в Okko

«Плохие парни»

-3

Еще один фильм про двух напарников-полицейских в центре сюжета, запустивший франшизу, а заодно и карьеру будущего постановщика «Трансформеров» Майкла Бэя. Маркус Бернетт (Мартин Лоуренс) и Майк Лоури (Уилл Смит) при всей своей непохожести (первый — женобоязненный семьянин, второй — образцовый и холеный холостяк из богатой семьи) составляют отличную команду детективов из отдела по борьбе с наркотиками в Майами. Когда со склада улик в полицейском участке исчезают несколько килограммов героина, комично нервный капитан Говард (Джо Пантолиано) поручает парочке расследовать их пропажу. Поиски приводят их к единственной свидетельнице Джули (Теа Леони) и заставляют ненадолго поменяться местами.

Незатейливый и очень «полицейский» сюжет Майкл Бэй всячески прятал за бесконечными комичными перепалками героев, неоновыми улицами Майами и множеством слоу-мо планов, на которые ввел моду на долгие годы. Всё это изрядно сдобрено поп-хитами 90-х и страшно кинематографично. Недаром «Плохие парни» стали мощным стартом и для образцовой полицейской франшизы и для ее постановщика.

Смотреть в Okko

«Тренировочный день»

-4

Один из самых реалистичных фильмов о полицейских рассказывает о так называемом тренировочном дне новичка-бойскаута отдела по борьбе с наркотиками Джейка Хойта (Итан Хоук) под руководством опытного Алонзо Харриса (Дэнзел Вашингтон). Действие происходит в том самом Южном Централе Лос-Анджелеса, которому, как в этом вскоре убедится Джейк, грозить действительно не стоит — опасность здесь таят в себе не только вооруженные бандиты, но и свои братья по оружию. У Алонзо, излучающего моральный релятивизм не меньше, чем уайльдовский лорд Генри, свои планы на новичка, которому придется сделать непростой выбор: предать идеалы или выжить.

Напряженная атмосфера выделяет «Тренировочный день» из ряда других фильмов о полицейских, приближая его к границам триллера. Достоверность угрюмой и жестокой реальности была достигнута благодаря тесной работе режиссера Антуана Фукуа с действующими полицейскими и наркоторговцами. Сценаристом картины стал автор первого «Форсажа» Дэвид Эйр, который и сам не понаслышке знал о жизни в Южном Централе. Для Фукуа и для Эйра жанр полицейской драмы станет родным, и их имена еще не раз встретятся в этом списке.

Смотреть в Okko

«Отступники»

-5

Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) и Колин Салливан (Мэтт Деймон) — обычные ирландские парнишки из Южного Бостона, одного из самых криминальных районов города, и курсанты полицейской академии. Салливан служит местному преступному боссу Фрэнку Костелло (Джек Николсон), который его вырастил и заменил отца, а Костиган намеревается честно служить закону, несмотря на криминальное прошлое, которое позволяет ему внедриться в банду Костелло и собирать информацию для полиции. Так начинается история борьбы двух информаторов — полиции и мафии, «своего среди чужих» и «чужого среди своих».

«Отступники» вошли в историю кино как первый фильм, за который Мартин Скорсезе, наконец, получил долгожданный «Оскар» за режиссуру. Кроме того, приза американской киноакадемии удостоился Уильям Монахэн («Телохранитель»), перенесший действие в колоритный Бостон и адаптировавший для Голливуда гонконгскую «Двойную рокировку» — историю, которая лежит в основе «Отступников».

«Плохой лейтенант»

-6

Потомственный полицейский Теренс Макдона (Николас Кейдж) из Нового Орлеана — гордость своего ведомства. Как-то раз после печально известного урагана «Катрин» он спас из-под воды заключенного, получив в награду повышение, благодарность граждан и хронические боли в спине, которые способны заглушить только тяжелые наркотики. Ради них Теренс готов практически на всё — припугнуть целующуюся на парковке парочку или украсть кокаин из хранилища улик. Помимо этого, Теренс решает проблемы своей девушки-проститутки Фрэнки (Ева Мендес) и иногда расследует убийства. Одно из них сводит его с наркоторговцем Биг Фейтом, который странным образом помогает ему решить все проблемы разом.

Увидеть в списке полицейских фильмов имя признанного нонконформиста Вернера Херцога так же странно, как и услышать поющую игуану или задуматься над тем, снятся ли рыбам сны. Однако, всё это случается в «Плохом лейтенанте», превращающимся в определенный момент в нагретое бледным солнцем Луизианы марево, в котором реальность по-змеиному переплетается с больной фантазией Макдоны. В высшей степени атмосферный фильм совсем не похожий на «Плохого лейтенанта» другого большого автора Абеля Феррары, за ремейк которого его иногда по ошибке принимают.

Смотреть в Okko

«Бруклинские полицейские»

-7

История трех копов из Бруклина — Сэла Просиды (Итан Хоук), грабящего преступников, чтобы купить новый дом для своей большой семьи; Кларенса Батлера (Дон Чидл), работающего много лет под прикрытием и вынужденного ради долгожданного повышения и возвращения к скучной бумажной работе сдать своего друга Каза (Уэсли Снайпс), и, наконец, Эдди Дугана (Ричард Гир), готовящегося к выходу на пенсию копа в глубокой депрессии.

Эти три одиночества в одном фильме свел наш старый знакомый Антуан Фукуа. В «Бруклинских полицейских» мастер темного, напряженного повествования, возможно, не столь блестящ, как в «Тренировочном дне», но отличные актерские работы Чидла, Хоука и Гира делают фильм не менее притягательным.

«Патруль»

-8

И снова Дэвид Эйр. До выхода «Патруля» он успел поставить несколько полицейских фильмов: драму «Крутые времена» (2005), к которой еще и написал сценарий, и «Королей улиц» (2008). В них Эйер подтвердил свою преданность реалистическому повествованию с множеством весьма неоднозначных персонажей. «Патруль» в этом отношении видится вершиной его творчества, ведь Эйр отказывается в нем от классического полицейского сюжета как основы повествования. Формально у главных героев, рядовых офицеров полиции Лос-Анджелеса Брайана Тейлора (Джейк Джилленхол) и Майка Завалы (Майкл Пенья), есть история: во время очередного патрулирования они привлекают внимание могущественного картеля, который заказывает их уличным бандам. Но сердце ее лежит в событиях как будто бы необязательных — в разговорах по душам, дурацких шутках, записанных на служебную камеру, семейных сборищах и барбекю.

Прямую как натянутая тетива драматургию Эйр поддерживает живой камерой и настолько полным эффектом присутствия, что некоторые сцены буквально впечатываются в память, включая и финальную схватку, успевшую стать классикой жанра. Кстати, снял фильм российский оператор Роман Васьянов.

«Убийца»

-9

Агент ФБР Кейт Мейсер (Эмили Блант) из отдела по поиску пропавших людей во время операции находит нечто ужасающее — в стенах дома оказываются замурованы разлагающиеся тела. Дом принадлежит мексиканскому предпринимателю Мануэлю Диасу, возглавляющему наркокартель Сонора в США. Вскоре с Кейт связывается Мэтт Грейвер (Джош Бролин), предлагающий ей поучаствовать в спецоперации ЦРУ в Мексике, целью которой является перевозка Гильермо Диаса, брата Мануэля. В группу также входит таинственный Алехандро (Бенисио дель Торо), о роли которого Кейт только предстоит узнать.

Холодная и мрачная кинопоэма канадского режиссера Дени Вильнева («Пожары», «Пленницы») всё глубже и глубже погружает зрителя вслед за Кейт в особенности национальной американской наркоохоты на мексиканские картели, похожей на бесконечную кроличью нору. Премьера картины состоялась в основном конкурсе Канн, что весьма необычно для жанрового кино. С другой стороны, снята она великим Роджером Дикинсом совершенно невероятно, а саундтрек Йохана Йоханнссона едва ли можно забыть, услышав его хотя бы раз.

Смотреть в Okko

«Черный клановец»

-10

Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон) с детства мечтал стать полицейским и после окончания колледжа поступил на службу в департамент полиции Колорадо-Спрингс, став первым в истории города правоохранителем-афроамериканцем. Правда, чтобы заслужить доверие (поначалу ему доверили только заполнение бумажек в архиве), ему пришлось проявить инициативу — внедриться в молодежное движение активистов за гражданские права. А после перевода в отдел расследований Сталворт решился позвонить по объявлению и подать заявку на членство в местное отделение «Ку-Клукс-Клана», не учтя только один нюанс — они, мягко говоря, неохотно принимают темнокожих ребят. Тогда Рон обращается к своему коллеге — белому, как январский снег, Филиппу Циммерману (Адам Драйвер). Вместе они объявляют войну расизму.

Спайк Ли после своего последнего появления в Каннах в 1989 году с фильмом «Делай как надо» — тогда он проиграл ленте Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео» и сыпал угрозами Виму Вендерсу, возглавлявшему жюри, — вернулся на побережье Франции с триумфом, забрав гран-при фестиваля. Легкий, несмотря на заявленную тему, ловко сконструированный, ироничный и полный черного юмора — таким получился «Черный клановец». Кажется заслуженной и награда за лучший адаптированный сценарий на «Оскаре».

Смотреть в Okko