Решение Арбитражного суда Приморского края от 12 мая 2022 года по делу № А51-2301/2022
Суть спора: Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным предписания Административного органа об устранении нарушения, выразившемся в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества.
Фабула дела:
Общество является держателем лицензии на осуществление деятельности по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является морское судно) непосредственно в акватории морских портов для судов, указанных в приложении к лицензии, а также осуществляет деятельность по бункеровке (заправке) судов в акватории.
Административным органом проведена внеплановая проверка деятельности Общества, в результате которой выявлено нарушение, выразившееся в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
Обществу выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
Не согласившись с действиями Административного органа, Общество обратилось в суд.
Правовое обоснование:
1.В обоснование заявленных требований Общество указывает, что документами, предусмотренными законодательством и на основании которых оно осуществляет деятельность по перегрузке нефтепродуктов, являются:
- разрешительные судовые документы нефтеналивной баржи;
- документы, подтверждающие страхование гражданской ответственности;
- лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, которая, по мнению Общества, не требует обоснования деятельности и не является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Общество считает, что в отсутствие порядка, устанавливающего объем документации, подлежащей экологической экспертизе в отношении судов торгового мореплавания, требование Административного органа о прохождении государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности с использованием судна, является незаконным.
2.На основании п. 7 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - ФЗ «О внутренних морских водах»).
Согласно ч. 2 ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
3.Суд обращает внимание на то, что определяющим требованием государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих деятельность, осуществляемую во внутренних морских водах, является проверка (оценка) соответствия данной деятельности требованиям по охране окружающей среды, в том числе по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
4.Суд отмечает, что если Общество систематически осуществляет деятельность во внутренних морских водах, то в силу указанных норм ФЗ «О внутренних морских водах» должно получить положительное заключение государственной экологической экспертизы, в связи с чем предписание Административного органа является законным и обоснованным.
При этом суд особо отмечает, что неверное толкание требований ФЗ «О внутренних морских водах» может привести к отсутствию надлежащего контроля и надзора за осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, а также разбалансировке деятельности надзорных органов.
Иное толкование позволило бы природопользователям уклоняться от выполнения требований экологического законодательства. Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу, Общество не приняло всех необходимых мер в целях соблюдения требований законодательства.
Резюме суда:
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом, наличие лицензии на осуществление деятельности по перегрузке опасных грузов в морских портах не освобождает хозяйствующего субъекта от обязанности прохождения государственной экологической экспертизы.