Найти тему

Как мы формируем креативное мышление у детей и почему это важно делать уже сейчас

Креативное мышление — один из ключевых навыков XXI века. За последние десятилетия цель в образовательном процессе сменилась с формальной передачи знаний на формирование у школьника навыков и компетенций для самостоятельного решения учебных вопросов. В образовательном центре LGEG мы уделяем особое внимание развитию креативного мышления у наших студентов, что заложено во все обучающие программы центра. Но что же такое креативное мышление и как его развивать? Давайте разбираться.

Сейчас в мире существует несколько крупных проектов по формированию креативного мышления учащихся:

  • международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, или PISA),
  • проект Learning through Play, который разрабатывает методы оценки креативного мышления и дает рекомендации по его развитию.

Креативность в школьном образовании в ходе исследований проекта PISA была разложена на четыре аспекта:

  1. Пытливость. Это способность ученика критически оценивать полученные знания, задавать вопросы и находить несовпадения.
  2. Воображение. Способность видеть и представлять образы в своем сознании.
  3. Создание. Способность придумать и воплотить в жизнь что-то совершенно новое.
  4. Рефлексия. Иными словами, это осознанное переосмысление полученных знаний, фильтрация их.
-2

Кроме того, исследования показали, что атмосфера школьного пространства — существенный фактор развития креативного мышления. Вот несколько ключевых принципов ее построения, которыми пользуемся и мы в образовательном центре LGEG:

  • во время урока необходима доверительная атмосфера открытости;
  • учащиеся должны ощущать себя в безопасности, причем как в физической, так и в ментальной (например, они чувствуют, что их поддерживают);
  • преподаватели должны поощрять альтернативные варианты решения одного и того же вопроса;
  • школа должна организовывать групповые работы, в которых учащиеся будут работать над общей задачей;
  • преподавателям стоит бережно относиться к ошибкам учащихся, их задача — увидеть неточность и помочь исправить ее, а не наказать ребенка.

Опираясь на данные исследований, мы также можем выявить основные педагогические методы, рекомендованные для повышения уровня креативного мышления в школьном образовательном процессе.

-3

Творческое партнерство

Этот принцип выражается в нескольких аспектах. Во-первых, он подразумевает привлечение к образовательному процессу профессионалов из креативных сфер, а также переподготовку школьных преподавателей. Во-вторых, рекомендуется организовывать уроки в формате «мастерской», совершать поездки в музеи, галереи, на спектакли.

Например, возьмем тему из биологии — мимикрия в природе. Сначала можно дать небольшой теоретический блок в классе, а потом выйти на улицу, разделить детей по парам и предложить им понаблюдать за приспособлением растений и животных на природе. Последний этап — презентация совместно полученных результатов исследования. Подобных подход активно используется при составлении программ образовательного центра LGEG.

-4

Дизайн-мышление

Изначально этот принцип появился при запуске новых бизнес-проектов, позже стал применяться и в современном школьном образовании. Дизайн-мышление включает в себя командную работу, гибкое учебное пространство и системный подход к решению проблем.

По этой методике может проводиться как короткий, единичный урок, так и длинный междисциплинарный проект, рассчитанный на несколько недель. Сюда входит несколько важных стадий:

  1. С помощью наблюдения распознать и увидеть проблему, определить ее условия и границы.
  2. Систематизировать полученную информацию.
  3. Предложить идеи для решения проблемы.
  4. Воплотить идеи в реальный продукт.
  5. Протестировать продукт, выявить в нем плюсы и минусы.
  6. При необходимости — повторить предыдущие стадии, если продукты/ гипотезы нуждаются в доработке.
-5

Диалогическое обучение

Эта модель обучения способствует осознанному и продолжительному диалогу между студентами и учителем. В какой форме может быть организован такой диалог? Существует несколько вариантов:

  • преподавание в полном классе;
  • групповая работа под наставничеством учителя;
  • групповая работа, которую курируют сами ученики;
  • общение один-на-один между учителем и студентом;
  • один-на-один в парах студентов.

В LGEG обучение проходит в небольших группах, что позволяет преподавателям нашего образовательного центра все время быть в диалоге со студентами, применяя самые разные из описанных выше стратегий.

Исследователи выделили 5 основных принципов диалогического обучения:

  1. Коллективность. Работа учащихся построена вокруг общих образовательных задач.
  2. Взаимность. Ученики видят и слышат друг друга, дают обратную связь, выражают свое мнение.
  3. Поддержка. Каждый учащийся может рассчитывать на принятие себя в коллективе, может без страха делиться своими идеями и получать поддержку.
  4. Накопление. При создании своего продукта ученики опираются на то, что уже предложили/ сделали их одноклассники.
  5. Целеустремленность. Образовательный процесс — это лаконичная общая система, цель которой ясна и понятна учащимся, есть мотивация ее достичь.
-6

Проектно-ориентированное обучение

Этот систематический учебный метод предлагает учащимся решать проблемы, взятые из реальной жизни. Сам процесс обучения построен с помощью коллективных проектов.

-7

Исследовательское обучение

Такой образовательный подход базируется на естественном стремлении ребенка к исследованию мира. Учащиеся решают проблему и создают свой продукт с помощью исследований. Обычно этот метод используется в высшем образовании, но сейчас он приобретает все большую популярность и в школьном.

Приоритетная задача образовательного процесса в образовательном центре LGEG — научить ребенка мыслить. Благодаря вышеописанным принципам у современной школы есть все возможности научить ребенка не вслепую «зазубривать» материал, а дать ему инструмент, с помощью которого он будет мыслить самостоятельно, будет выстраивать логические связи, аналогии, сравнения, корреляции, а главное находить нестандартные решения для поставленных задач, не бояться экспериментировать и пробовать новое, чувствовать востребованность, значимость и нужность приобретаемых знаний и умений.