Найти тему
Лекторий «Прямая речь»

Пророчества Пикассо

О чем рассказывают герои его картины "Герника"

Элиот Эрвитт. «Герника» в Музее королевы Софии, Милан
Элиот Эрвитт. «Герника» в Музее королевы Софии, Милан

В лектории "Прямая речь" состоялась лекция искусствоведа и филолога-испаниста Татьяны Пигарёвой — в ней подробно разобрались в картине испанского художника Пабло Пикассо "Герника". Вот некоторые выдержки из этой лекции. А послушать целиком можно на сайте "Прямой речи".

«Герника» — выход художника из кризиса

«Герника», великая картина Пикассо, казалась нам грандиозным классическим произведением, ассоциирующимся со Второй мировой войной. Но сегодня и картина, и сама история про городок Герника, вдохновившая художника, приобрели новый смысл, стали вновь актуальными. Вспомним историю создания шедевра. В Испании идет гражданская война. Пикассо давно живет в Париже. В сентябре 1936 года его назначают директором музея Прадо. Он руководит музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. Это была его единственная за всю жизнь официальная должность. Удаленность от воюющей родины вместе с личными проблемами приводят художника к затяжному кризису. Когда ему предлагают создать большую работу для Всемирной выставки в Париже, он принимает заказ. Пикассо — мировая звезда, и он крайне важен для молодого республиканского правительства, которое хочет показать на выставке свою жизнеспособность. Существовал миф, что Пикассо подарил эту картину правительству. Но на самом деле республиканцы заплатили ему 150 тысяч франков. Это было 15% стоимости всего испанского павильона вместе со всеми произведениями искусства.

Пабло Пикассо. Эскиз к «Гернике», 1937
Пабло Пикассо. Эскиз к «Гернике», 1937

Как картина стала пророчеством

После того, как республиканское правительство Испании заказало Пикассо картину для Всемирной выставки в Париже, прошло четыре месяца. Художник не может работать, он развлекается созданием забавного офорта «Сон и ложь Франко», где диктатор изображен в нелепом виде. Эти изображения потом появятся на открытках, которые будут продавать на выставке. Но создать свою главную работу Пикассо не в силах. Толчком становится бомбардировка мирного города в Испании. Почему именно Герника подверглась воздушной атаке франкистов? Этот городок воплощал свободу. Здесь рос вековой дуб, под которым испанские короли в течение многих лет подписывали документы, предоставляющие баскам особые права. Страшная бомбежка должна была стать символической, должна была запугать испанцев. 31 тонна бомб привела к почти полному разрушению города. Все европейские газеты пестрят фотографиями разрушений в Гернике. И это событие выталкивает Пикассо из кризиса и побуждает к работе. Работает безумно быстро и напряженно, по 14 часов в сутки. используя длинные кисти, похожие на швабры. Он пишет гигантское полотно — 3,5×7,8 метра. Это его самая большая картина и одна из самых больших в истории мирового искусства. Полотно было закончено за 33 дня и продемонстрировано на Всемирной выставке в Париже. Картина вызвала неоднозначную реакцию. Европа была на взлете, никто не мог представить, что буквально через пару лет начнется Вторая мировая. «Герника» стала пророчеством, которое казалось в тот момент ненужным, пугающим и неприятным. Ведь европейцам гражданская война в Испании казалась далекой и досадной нелепостью. Но уже скоро будет понятно, что это была всего лишь преамбула к большой войне.

Фото Герники после бомбоударов
Фото Герники после бомбоударов

Этапы работы над картиной в фотографиях

Благодаря фотографу Доре Маар, возлюбленной Пикассо, мы можем увидеть процесс создания картины. Дора зафиксировала восемь этапов работы над «Герникой». Большая часть ее фотографий — 28 снимков — сохранилась в мадридском Центре искусств королевы Софии. Эскизы Пикассо демонстрируют, как художник нащупывает персонажей. Бык, женщина с лампой, раненая лошадь, раненый солдат, упавшая женщина — эти фигуры появляются уже в первых набросках. Бык то страшный, то добрый. Лошадь то страдающая, то нападающая. Композиция меняется, персонажей становится все больше. В центре первого эскиза мы видим руку с высоко поднятым кулаком — выражение республиканского лозунга «No pasaran». Во второй версии в поднятой руке появляются колосья, а за ними — солнце. Это язык плаката: художнику ведь была заказана пропагандистская картина. Но в следующем эскизе рука пропадает, а солнце превращается в тот самый символический глаз. Эти изменения показывают нам, как гений художника уводит его от агитпропа к многозначному сложному шедевру. Картина Пикассо даже в законченном виде сохраняет многослойный характер. На морде быка мы видим предыдущие наброски, они не до конца затонированы. «Герника» напоминает нам средневековые пергаменты, где одни тексты стирались, а другие писались поверх. На картине можно «прочесть» предыдущие версии — это творческий процесс Пикассо, живое творчество. В какой-то мере «Герника» остается эскизом.

Фото Доры Маар
Фото Доры Маар

«Герника» — это антивоенный манифест

Картина продолжает линию двух других испанских шедевров, посвященных этой теме. Это «Сдача Бреды» Диего Веласкеса и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» Франсиско Гойи. Если посмотреть на все три картины, мы увидим множество перекличек. Например, в работе Веласкеса изогнувшаяся лошадь как будто охватывает правый фланг картины — это напоминает нам быка Пикассо. На руках расстреливаемого человека в центре работы Гойи — те же стигматы, которые изображены на руке павшего солдата в «Гернике». Поднятые руки женщины справа — тоже прямая цитата из Гойи. Работа Веласкеса написана за 300 лет до «Герники». Она посвящена победе испанской армии над маленьким голландским городком Бреда. Это было время, когда война являлась привычной частью миропорядка. Война была главным занятием мужчин. Но тема Веласкеса — благородство истинного победителя. Война еще не потеряла право на аристократическую трактовку: это история побед, героев, история благородства. У Гойи, чья картина создана в 1814 году, война — это метафизическое зло. Повстанцы, которые идут на расстрел — это люди, а их палачи — странное многоногое чудовище, механическая масса против жизни. В мир вошло зло войны, но оно должно уйти. Пикассо дает третью версию войны. Для него война — полный хаос, разрушение мироздания. Войны не может и не должно быть, это тотальный ужас, который рушит все — в том числе, само пространство бытия.

Франсиско Гойя. «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814
Франсиско Гойя. «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814

Больше лекций на сайте "Прямой речи": https://www.pryamaya.ru/afisha