Найти тему
MEDIA-MIG

Лимитрофы и тьюторы

Фото: © РИА-Новости/Игорь Егоров
Фото: © РИА-Новости/Игорь Егоров

На фоне специальной военной операции (СВО) России по демилитаризации и денацификации Украины отношение к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и акции «Бессмертный полк» стало для властей и народов многих стран мира своеобразным тестом на адекватность, наличие исторической памяти и умение трезво оценивать перспективы.

Откровенно и ожидаемо провалили «экзамен» в Риге и Варшаве: сгребать трактором цветы, возложенные к подножию памятника Освободителям, и обливать краской посла соседней ядерной державы — иначе как весенним обострением русофобии объяснить нельзя. Впрочем, иного мы и не ждали. Другое дело — страны Центральной Азии, вчерашние соседи по общему советскому дому и нынешние торговые партнеры, союзники по различным международным и региональным организациям.

Накануне майских праздников «МЕДИА-МИГ» познакомил читателей с собственным видением ситуации в бывших среднеазиатских республиках СССР и позицией их руководства по отношению к СВО. Мы также предположили, как отпразднуют День Победы в трех государствах региона — Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, — миллионы граждан которых сегодня трудятся в России, помогая выжить и собственным семьям, и экономикам этих государств. Радует, что в своих прогнозах мы не ошиблись. Праздник «со слезами на глазах» продолжает жить в сердцах многих и многих граждан ныне независимых республик, да и на официальном уровне о нем никто забыть пока не стремится.

Без помпы, но от души!

В Бишкеке торжества, посвященные 9 Мая, начались с митинга-реквиема, в ходе которого президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков возложил цветы к Вечному огню и все собравшиеся почтили минутой молчания память погибших в Великой Отечественной войне. А затем впервые за последние три года в столице, Оше, Джалал-Абаде, Кемине, Караколе, Кара-Балте и других населенных пунктах прошли шествия «Бессмертного полка», вобравшие в себя тысячи человек. Праздник завершала красочная акция-концерт «Вальс Победы» в Бишкеке, в которой приняли участие сотни старшеклассников, студентов, представителей творческих коллективов и простых жителей столицы.

В соседнем Узбекистане в День памяти и почести (так здесь называют 9 Мая с 1999 года) тоже обошлись без военного парада. Как и его киргизский коллега, глава республики Шавкат Мирзиёев воздал должное подвигу земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной, возложив цветы к мемориальному комплексу «Ода стойкости» в столичном Парке Победы. И хотя «Бессмертный полк» в Узбекистане проходил только в Ташкенте и городе Денау Сурхандарьинской области, все желающие могли принять участие в других праздничных мероприятиях, а каждый ветеран Великой Отечественной войны получил единовременную денежную выплату в размере почти 15 млн сумов (более 90 000 рублей).

В Республике Таджикистан (РТ), в отличие от многих других постсоветских государств, нет запрета на символику СССР, георгиевские ленточки и песни военных лет, поэтому торжества в столичном Парке Победы прошли в аутентичной атмосфере. Глава государства Эмомали Рахмон вместе с ветеранами, руководителями правительства, обеих палат парламента, армии и силовых структур, представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Душанбе, и 201-й российской военной базы вначале возложил венки и цветы к Вечному огню, а затем принял военный парад. Позже, здесь же в Парке Победы, завершилось шествие «Бессмертного полка», в котором приняло участие более 2000 человек.

Последовательность Рахмона приобретает особое значение на фоне растущих попыток Вашингтона и Лондона усилить свое влияние как в регионе в целом, так и в Таджикистане в частности. Стремясь ослабить партнерские отношения Москвы и Душанбе, западные стратеги настойчиво пытаются перетянуть последний на свою сторону и добиться осуждения действий России на Украине.

Буквально накануне Дня Победы посольство США в РТ передало безвозмездно местному Министерству обороны восемь грузовых машин IVECO, шины и запасные части на общую сумму в 2,3 млн долларов.

«Эти автомобили окажут существенную помощь в сдерживании таких транснациональных угроз, как наркоторговцы, контрабандисты и воинствующие экстремисты, — заявила заместитель главы миссии США Бриджит Уокер и добавила: — В подтверждение нашего крепкого партнерства мы обязались выделить Таджикистану более 60 миллионов долларов США на оказание помощи сектору безопасности, которая будет реализована и предоставлена в течение следующих двух лет».

Не отстает от «старшего брата» и Лондон. Еще в конце апреля стало известно, что Великобритания готова сроком на шесть месяцев принять 500 таджикских гастарбайтеров на сезонные сельскохозяйственные работы. На сегодня, по информации Министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана, из 250 подавших заявки кандидатов прошли собеседование и тест на знание английского языка 69 человек. Конечно, рынок рабочей силы Соединенного Королевства конкуренции российскому, где сегодня трудится около двух миллионов таджикистанцев, составить не сможет. Несмотря даже на обещанные для мигрантов заработки в полторы–две тысячи фунтов стерлингов в месяц. Но тенденция, как говорится, налицо.

Обозначив Рахмону свою готовность к сотрудничеству, Вашингтон со товарищи для убедительности продемонстрировали и альтернативу. Именно так нужно расценивать прозвучавшее именно 9 мая громкое заявление возглавляющего оппозиционный Национальный альянс Мухиддина Кабири о создании «военного крыла» для смены правящего в Таджикистане режима.

Достаточно познакомиться с биографией Кабири, чтобы понять, кто в действительности стоит за этим демаршем. Еще в 2012 году он, по приглашению американской стороны, выступал с докладом и лекциями в университете имени Джорджа Вашингтона, являющегося кузницей кадров американских спецслужб. Позже в столице Соединенных Штатов у него прошел ряд встреч с чиновниками Госдепартамента США и другими представителями власти. После того как осенью 2015 года в Душанбе предотвратили попытку государственного переворота, Кабири был вынужден бежать в Европу, где быстро получил статус политического беженца и вскоре был исключен Интерполом из списка лиц, находящихся в международном розыске. Заочно приговоренный Верховным судом Таджикистана в октябре 2018 года к длительному тюремному сроку Кабири заявил, что к решению взяться за оружие его подтолкнули «события в Афганистане и война на Украине». Интересно и то, что, по словам Кабири, в подготовленной Национальным альянсом на более чем 70 страницах программе структурных реформ для Таджикистана среди привычного «бла-бла-бла» о свободе и демократии одним из важнейших пунктов значится возвращение на родину всех таджикских трудовых мигрантов…

Для Республики Казахстан (РК) такой проблемы нет. Зато остро стоит вопрос с выбором вектора дальнейшего развития внешней политики, что нашло отражение и в подходе к празднованию Дня Победы. С одной стороны, здесь в очередной раз обошлись без военного парада. Как пояснили в пресс-службе Министерства обороны РК, — ради экономии бюджетных средств. Но в то же время каждый из 376 ныне здравствующих ветеранов войны получил в честь праздника самые высокие на постсоветском пространстве выплаты — по миллиону тенге (около 157 000 рублей).

По традиции 9 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев возложил цветы к монументу «Отан Ана» (Родина Мать) и почтил минутой молчания память воинов-казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Однако он не упомянул в своей праздничной речи о том, что победа на полях сражений ковалась вместе с другими братскими народами СССР.

На смену «Бессмертному полку» в Казахстане пришли онлайн-акция «Победители. Батырларга тагзым» (Поклонимся героям) и созвучное многотысячное шествие в Алма-Ате с шелковой «Лентой победы» небесно-голубого цвета с нанесенным на нее национальным орнаментом золотистого цвета и изображением Ордена Отечественной войны — казахским аналогом георгиевской ленточки.

Кто ответит за баZар?

Последняя, как и красные флаги или буквы “Z” и “V”, стали сильным раздражителем для местных националистов, развернувших настоящую охоту за символами войны минувшей и настоящей спецоперации. К примеру, в городе Уральск Западно-Казахстанской области, по свидетельствам очевидцев, с машин, участвующих в праздничном шествии, агрессивно настроенные молодчики срывали флаги и георгиевские ленточки.

Накануне 9 Мая городские власти Алматы разрешили провести митинг в поддержку Украины, на котором, по свидетельствам местных СМИ, было немало транспарантов с антироссийскими лозунгами и фотографиями Путина, которому пририсовали гитлеровские усики и подписали «Путлер».

Доморощенные «либерал-патриоты» подвергли настоящей травле в соцсетях хозяев магазинчика в Караганде за вывеску «BAZAR» (буква “Z” была нарисована более крупно и другим цветом) и рестобара «VZЛЕТНЫЙ» в Нур-Султане. В местных пабликах все громче звучат призывы запретить гастроли в Казахстане российским артистам и шоуменам, «молча одобрившим» действия своих властей на Украине.

Пользуясь случаем, националисты запустили в интернете голосование за отмену 7-й статьи Конституции Республики Казахстан, гарантирующей употребление «в государственных организациях и органах местного самоуправления» наравне с казахским и русского языка. После всего сказанного выше результаты не удивляют: 200 000 голосов «за» при 40 000 «против».

Ополчились активисты «языковых патрулей» и на гражданку Казахстана Лизу Матвееву за ее видеоролик, где она поддержала Россию и ее президента. Если бы не вмешательство главы Россотрудничества Евгения Примакова, то русской девушке грозило бы уголовное дело.

Едва позволившая себя уговорить в этом вопросе казахстанская Фемида оказалась на редкость снисходительна к другому гражданину страны, уже не в первый раз попадающему в поле ее зрения. Полиция Караганды 18 апреля задержала за «распространение заведомо ложной информации» бывшего члена Национального совета общественного доверия при президенте Казахстана Армана Шураева. Однако спустя неделю уголовное дело в отношении него было прекращено, и буквально на следующий день гражданский активист стал одним из участников скандальной пресс-конференции, где заявил, что Казахстан уже отправил на Украину каски и бронежилеты и такая помощь будет продолжена, потому что «сегодня украинцы воюют с Россией не только за свою родину, за свои дома, но и за светлое будущее нашей страны, Казахстана».

Следом Шураев записал и выложил в своем Telegram-канале комментарий к решению об отмене военного парада в Казахстане. «Мы все казахи, практически 100 процентов, ждем победы Украины над Россией, — сказал он. — И этот день победы Украины мы будем отмечать со слезами и радостью на глазах».

Позиция Шураева и иже с ним никак не соотносится с результатами опроса, проведенного бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope среди жителей Казахстана. Более 62% респондентов считают, что на Украине происходит «военная операция России против нацистов» и «для недопущения размещения там войск НАТО». Почти 39% опрошенных поддерживают в этом конфликте Россию, чуть более 46% занимают нейтральную позицию и только 9,55% выступают на стороне Украины. Две трети казахстанцев (65%) не считают возможным подобный конфликт между Россией и их страной, а 70% по-прежнему называют РФ «главным стратегическим партнером Казахстана». На последний вопрос: «Как необходимо реагировать Казахстану в данной ситуации?» примерно одинаковое количество голосов набрали ответы «Соблюдать нейтралитет» (32,2%) и «Поддержать Россию и укреплять партнерские отношения со странами ЕАЭС» (29%).

Не согласен с Шураевым и популярный казахстанский блогер Амангельды Есенов. Комментируя на страницах сетевого издания QMonitor сложившуюся ситуацию, он задается вопросом: «А является ли вообще для нас братским украинский народ, и кого нас, собственно, принуждают защищать?» При этом, как точно замечает блогер, ни один из проукраинских активистов «не просит закрыть американские военные биолаборатории или около двухсот неправительственных организаций, которые получают напрямую гранты от США и откровенно проводят тут политику в интересах Запада».

«Очевидно, что казахстанский народ усиленно втягивают в российско-украинский конфликт, не оставляя ни единого шанса оставаться нейтральным, — констатирует Амангельды Есенов. — Просто отсидеться, направляя «гуманитарку», нам уже не позволят. Либо ты за Украину, либо ты враг всего цивилизованного общества».

Интересно, что в исследовании, проведенном Demoscope, сторонников укрепления отношений с Украиной и странами Запада среди опрошенных казахстанцев не набралось и пяти процентов, что оказалось более чем вдвое меньше, чем тех, кто посчитал, что их стране надо «укреплять Союз тюркских государств» (11,65%). Последняя цифра отчасти объясняет, почему уже на следующий после празднования 9 Мая день президент Казахстана отправился с государственным визитом в Турцию.

Официально визит приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений между странами. По сути же, сыграв в Эрдоганом после окончания переговоров в настольный теннис, Токаев продолжил партию, начатую его предшественником Назарбаевым в турецком проекте «Великого Турана». Однако недавняя попытка госпереворота в Казахстане, активное участие России и ОДКБ в нормализации обстановки и текущие события на Украине отодвинули на неопределенный срок воплощение лозунга «Тюрки всех стран, объединяйтесь!».

«Если судить по подписанному в Анкаре «Совместному заявлению о расширенном стратегическом партнерстве», проблема интеграции тюркоязычных государств переводится на вторые или третьи позиции, — полагает директор Институт международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ Елена Панина. — На первых оказываются интересы расширения торгово-экономического, инвестиционного и культурно-гуманитарного сотрудничества».

Возможно, в сотрудничество с Турцией, уже вложившей в казахстанскую экономику более 4 млрд долларов, при взаимном товарообороте по итогам 2021 года превысившем 5 млрд долларов, президент Токаев ищет себе пространство для маневра в его непростом и полном «подводных камней» положении как на внутреннем фронте, так и на внешнем — среди крупнейших игроков в регионе: Вашингтона, Пекина и Москвы.

«Несомненно, казахстанское руководство лавирует между Россией и Западом. При этом оно дает понять, что не намерено помогать России обходить санкции», — считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. По его мнению, прямые угрозы британцев и американцев применить рестрикции и обрушить экономику Казахстана не оставили Акорде выбора. Колташев, как и многие другие эксперты и политологи, считает, что в Кремле прекрасно осознают, в какой непростой ситуации сегодня оказались Токаев и руководители других центральноазиатских государств. «Я думаю, что казахстанское руководство ждет победы Москвы на Украине», — говорит Василий Колташев, но предостерегает, что если руководство Казахстана «не вытащит свою лапу» из западного капкана, то «столкнется с очень серьезными проблемами». Как бы ни пришлось тогда Токаеву и его команде с горечью повторять про себя скороговорку про тридцать три корабля, что «лавировали, лавировали, да не вылавировали».

Постскриптум. О том, насколько актуальна проблема взаимоотношений России с государствами Центральной Азии, свидетельствует решение авторитетнейшего Международного дискуссионного клуба «Валдай» (который, как известно, на мелкотемье не разменивается) посвятить ей свое ближайшее заседание. 17–18 мая в Нижнем Новгороде под вывеской «Россия — Центральная Азия: сотрудничество и развитие в условиях нестабильности» пройдет II Центральноазиатская конференция, куда приглашены эксперты из девяти стран — России, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана. «МЕДИА-МИГ» планирует внимательно следить за ходом дискуссии и познакомить своих читателей с наиболее интересными выступлениями и мнениями.

Больше о трудовой миграции в России и мире читайте на нашем сайте MEDIA-MIG.ru