12 мая исполнилось 20 лет скандалу с командой Феррари в Формуле-1 на Гран-при Австрии.
Рубенсу Баррикелло пришлось "пропустить" своего товарища по команде Михаэля Шумахера во время гонки по требованию менеджера команды Жана Тодта.
К юбилею давайте оглянемся на самые громкие скандалы в управлении командами Формулы-1.
«Пусть Михаэль пройдет на чемпионат!» – эту фразу бразилец Рубенс Баррикелло не забудет никогда в жизни.
Руководитель команды Феррари Жан Тодт сказал это на Гран-при Австрии. Но не в 2002 году, а годом ранее.
Бразилец был на втором месте, когда он должен был "пропустить" Шумахера незадолго до конца гонки.
Но 2001 год был лишь предвестником самого известного скандала в истории Формулы-1.
Ferrari доминировала в сезоне с превосходным болидом F2002.
Итальянцы выиграли 15 из 17 гонок, а Шумахер выиграл 11 из них и финишировал на подиум в каждой гонке – это является рекордом по сей день.
Концерт с громким свистом
Шла только шестая гонка в году, а рекордсмен мира Михаэль Шумахер уже выиграл четыре из них. Расстояние до его ближайшего преследователя Хуана Пабло Монтойи составило 21 очко. Поскольку тогда за победу давали всего десять очков, отрыв был не таким значительным.
Поэтому руководство команды не дало возможности лидирующему Баррикелло победить в этом Гран-при, передав ему свое решение - уступить!
На финишной прямой 29-летний бразильский спортсмен вынужденно сбавил скорость и дал “красному барону” обогнать его.
Болельщики на трибунах, заметив это, устроили громкий свистящий концерт.
Подиумный фарс и миллионный штраф
Два гонщика чувствовали себя явно некомфортно после гонки. На подиуме пилоты Ferrari устроили очередной фарс: Шумахер вытолкнул Баррикелло на верхнюю ступеньку. Бразилец слушал гимн Германии под ее черно-красно-золотым флагом.
FIA оштрафовала Ferrari на 1 миллион долларов за несоблюдение церемонии награждения.
Всемирная ассоциация не имела тогда такой власти над командами-участницами чемпионата. Лишь в 2003 году ФИА официально запретила командные “заказы”.
Дуэт Ferrari вызвал еще один ажиотаж в конце сезона. Благодаря фотофинишу стал ясен результат гонки в Индианаполисе.
Было зафиксировано, что Баррикелло пересек финишную черту на 0,011 секунды раньше лидера Шумахера. Некоторые до сих пор считают - Михаэль намеренно «отдал» победу Рубенсу.
«Фернандо быстрее тебя»
Спустя несколько лет Ferrari проигнорировала запрет и вновь выдала требование своему пилоту.
В тяжелом сезоне 2010 года испанец Фернандо Алонсо вел чемпионскую борьбу за Скудерию. Итальянцы доминировали на Гран-при Германии с Алонсо и его товарищем по команде Фелипе Массой.
К неудовольствию руководства команды бразилец опередил двукратного чемпиона мира. Поскольку прямой запрет уже был оговорен в правилах, командный пункт решил пойти на хитрость: гоночный инженер Массы Роб Смедли сказал своему гонщику, что Алонсо быстрее, и тот может пропустить его, ведь такое разрешено правилами.
Слова: «Фернандо быстрее тебя» тоже вошли в историю величайшего волнения Формулы-1.
Несмотря на то что Масса не выигрывал ни одной гонки с Бразилии 2008 года, он пропустил Алонсо, предпочтя интересы команды в ущерб своим.
FIA восприняла этот инцидент как повод дать официальное разрешение командам менять местами своих пилотов. Начать это можно было с сезона 2011 года. Все-равно не было возможности предотвратить скрытые коды и соглашения внутри команд.
Тем не менее ассоциация наложила на Ferrari штраф в размере 100 000 долларов США.
Масса не выиграл ни одной гонки до конца своей карьеры в 2017 году.
Несмотря на стабильное управление, Алонсо не хватило для завоевания титула чемпиона мира в 2010 году. Испанцу пришлось признать поражение от Себастьяна Феттеля в составе Red Bull в конце сезона.
«Мульти 21» в Сепанге
Объявление: «Мульти 21», - обозначало стартовые номера водителей. Уэббер ехал с номером 2, а Феттель с номером 1. Таким образом, Уэббер должен закончить гонку раньше Феттеля. Этот код стал известен после того, как Уэббер указал на его значение Феттелю в «комнате для охлаждения» уже после финиша гонки в присутствии журналистов.
Феттель вырвал победу у Уэббера
В те времена трехкратный чемпион мира мало думал о приказах руководства своей команды и даже игнорировал их.
С более свежими шинами Heppenheimer начал преследовать австралийца и “сбил его с ног” после нескольких поворотов. Во время церемонии награждения между двумя пилотами Red Bull наступил настоящий ледниковый период. Уэббер пожаловался в групповом интервью, что команда всегда защищает Феттеля. После этого руководство Ред Булл: Кристиан Хорнер, Адриан Ньюи и Хельмут Марко следили за церемонией награждения с окаменевшими лицами.
Немец извинился перед Уэббером и командой за свое поведение после гонки. Но это продлилось недолго. Три недели спустя, в преддверии Гран-при Китая, Феттель сказал, что сделает это снова, если окажется в такой же ситуации. Все отношения напарников прекратились после этого инцидента, и австралиец ушел из Формулы-1 по окончании сезона.
Сочи 2018 – Боттас хорошо слушается
Валттери Боттасу в своей карьере тоже пришлось уступить победу товарищу по команде. Финн доминировал на Гран-при России 2018 весь уик-энд. Но это не помешало боссу команды Мерседес Тото Вольфу разрешить Льюису Хэмилтону спокойно обойти Боттаса. На 28-м круге Валттери отъехал в сторону и пропустил рекордсмена, который затем выиграл гонку.
Благодаря этому Боттас уверенно закрепил свой статус “номер два” в Mercedes.
Цель команды - выше цели пилота
Для романтиков автоспорта каждый подобный указ от руководства команд - словно нож в сердце. Но это просто часть игры. В каждой гоночной серии, будь то Формула-1 или DTM, команды используют данную опцию, если это имеет смысл в происходящей ситуации.
Любая команда хочет избежать потерю титула из-за неграмотного управления.
Например, в 2007 году поединок между Алонсо и Хэмилтоном стоил McLaren чемпионства мира среди пилотов.
Учитывая нынешний сезон и напряженную борьбу между Шарлем Леклерком и Максом Ферстаппеном, переход команд Ferrari и Red Bull на такой менеджмент должен быть лишь вопросом времени.
Будет интересно посмотреть, как пилот отреагирует в экстренной ситуации на подобный указ руководства своей гоночной команды.
А как вы считаете, что важнее успех гонщика или успех команды?
Подписывайтесь на канал чтобы оставаться в курсе событий мира Формулы-1 и поддержите лайком!
Спасибо!
Некоторые пилоты остаются с своими командами несмотря ни на что и выполняют любой указ! Кто они? Читайте по ссылке:
#спорт #авто #гонки #формула 1 #новости #интересное