Культура Беларуси этого периода тесно связана с контреформацией, и распространением идей барокко (изначально архитектурный стиль, характеризующий всю культурную ситуацию того времени) и сарматизма (идея об отличительности шляхетского сословия от других).
Контрреформация и барокко распространялись благодаря Ордену иезуитов, который в 1579 году открыл Виленскую иезуитскую академию, а позже, практически монополизировал сферу образование в ВКЛ.
В эту эпоху получает развитие полемическая литература, религиозная литература (яркий полемик-печатник был Пётр Скарга), и историческая литература, которая постепенно отделялась от богословия в отдельную науку.
Несмотря на негативные явления в культурной жизни беларуских земель («эмиграция культуры»), уверенно развивался театр: начиная от школьных и студенческих постановок на религиозные темы, придворных театров, заканчивая батлейкой (народный кукольный театр).
Получает развитие портретная живопись, которая ориентировалась на написание портретов богатых шляхтичей в особом «сарматском» стиле (шляхтич здесь гордый и воинственный потомок древнего племени сарматов, от которого по преданию происходила вся беларуская шляхта).
В архитектуре доминировало барокко, как при строительстве магнатских резиденций, так и при возведении религиозных объектов, которые строились в большом количестве на средства монашеских орденов.
В Великом княжестве Литовском возникает и собственный вариант барокко – виленское – в котором под руководством итальянских архитекторов перестроены Софийский собор в Полоцке и бернардинский костёл в Минске, и воздвигнуты новые здания.