Когда руководитель компании задумывается об аутсорсинге, первым и самым актуальным для него вопросом будет такой: какую деятельность отправить на аутсорсинг, а с какой лучше справляться в собственной организации? Например, нужно ли использовать собственных уборщиков или воспользоваться услугами наемных? А если вы работаете в индустрии авиаперевозок, то что лучше — иметь собственных поваров или заказывать еду? А какое решение вы примете, если будете управляющим отеля? Это сложные вопросы и каждый лидер отвечает на него по-своему.
Аутсорсинг может помочь в достижении самых разных целей или же быть совершенно неуместным и приводить к неразумным тратам. Матрица аутсорсинга поможет вам проанализировать ситуацию и найти правильное решение.
Понимание инструмента
Этот инструмент позволит вам рассмотреть два важных фактора:
- Насколько стратегически важной является эта задача? Если она позволяет получить конкурентное преимущество, значит задача важна.
- Как эта задача воздействует на операционную эффективность компании? Задачи могут помочь проводить бизнес-процессы плавно или прерывисто.
Матрица аутсорсинга представляет собой квадрант с четырьмя секторами.
1. Формирование стратегического альянса
Задачи в этом секторе имеют высокую стратегическую важность, но при этом делают небольшой вклад в операционную эффективность. Несмотря на то, что вы можете сохранить контроль над ними для того, чтобы убедиться в их надлежащем выполнении, они относительно несущественны с точки зрения расходов и плавной работы, поэтому вам не нужно на них фокусироваться полностью. Это значит, что вы должны сформировать так называемый стратегический альянс. Например, производитель автомобилей может сотрудничать с рекламным агентством. Вы можете следить за тоном рекламных сообщений, но в целом доверяете агентству и не особо вмешиваетесь к его работу.
2. Удержание
Задачи в этом секторе имеют высокую стратегическую ценность и влияют на операционную эффективность. Их нельзя отдавать на аутсорсинг, а сама компания должна сохранять максимальный контроль над их проведением и выполнением. Выделяйте на такие задачи достаточно времени. Для производителя автомобилей сборка машин остается критически важным стратегическим шагом. К тому же такой подход обеспечивает плавное производство и предотвращает сбои.
3. Аутсорсинг
Задачи в этом секторе важны для операционной эффективности, но не имеют особого значения в стратегическом плане. Такие задачи можно безопасно отдавать на аутсорсинг — они просто не нуждаются во внутриведомственном контроле. Вы сможете сберечь две самые главные ценности в бизнесе: время и деньги.
4. Устранение
Задачи из этого сектора неважны ни для операционной эффективности, ни для стратегии. Возможно вы не сможете избавиться от таких задач полностью, но хотя бы сможете снизить расходы на них.
Как использовать инструмент
1 - Определите важность деятельности для своей стратегии
- Эта задача жизненно важна для вашего конкурентного преимущества?
- Какие процессы делают ваш бизнес уникальным?
- Играют ли они важную роль в выборе ваших клиентов товаров и услуг?
- Выделяют ли эти процессы клиенты как хорошее преимущество перед конкурентами?
2 - Определите вклад деятельности в эффективность компании
Если бизнес-процесс разделить на этапы и один из этапов будет неэффективным, развалится ли ваше производство? Определите важность каждодневных задач.
3 - Поместите деятельность в матрицу аутсорсинга
Пришло время для следующих шагов:
- Составьте список всех задач и процессов, которые выполняются в вашей компании.
- Оцените их с позиции стратегии и операционной эффективности.
- Поместите задачи и процессы в матрицу.
Конечно, этот инструмент не ответит на все вопросы, он чрезвычайно прост. Однако это отличная начальная точка, от которой вы можете отталкиваться.
Подписывайтесь на канал, здесь вы узнаете много интересного и познавательного!