Минуло 30 лет с тех пор, как не стало социализма и СССР, и теперь мы живем в капиталистической России. Но связь времен неразрывна. Ведь мы продолжаем чтить подвиги предков и хранить память о них. Как о тех, кто сражался за Россию под Полтавой и Измаилом, брал Париж в 1814 году, так и о тех, кто победил фашизм и водрузил над Рейхстагом красное Знамя Победы.
Тому подтверждением стали ежегодные майские парады, которые проходят во многих городах нашей страны. И Великий Новгород в этом плане не является исключением из правил. 9-го мая 2022 года в нем опять состоялся парад, на котором прошли строем части российской армии, сотрудники МВД и юнармейцы, а в небе пролетел штурмовик Ил-2. Затем по площади двинулась современная военная техника, за ней танки Т-60 и Т-70, полуторки ГАЗ-ММ, а замыкал шествие бронеавтомобиль БА-6.
Оборона Новгорода.
У данного бронеавтомобиля, в просторечии броневика, уникальная судьба. Он изрядно повоевал в августе 1941 года, когда фашисты стремились молниеносно окружить Ленинград. Но на их пути стоял древнейший город России, в штурме которого принимало участие 50 000 немецких солдат и офицеров. И им противостояло всего-то 2 300 красноармейцев, измотанных в непрерывных боях.
Основную силу гарнизона, защищавшего Новгород, составляла 28-я танковая дивизия (ТД) полковника Черняховского. Вот только танков в ней практически не осталось, и танкисты сражались в пехоте, вооруженные автоматами и пулеметами, снятыми с Т-34 и БТ. Отсутствовала также и артиллерия, а вместо нее использовали гранаты и бутылки с горючей смесью.
14 августа силами двух полков гитлеровцы начали штурм городского вала, оборону которого держала "пехота" в черных комбинезонах. Немецкие самолеты буквально висели над защитниками, а город пылал, охваченный дымом пожарищ после бомбежек. Стояла жара. Но тем не менее днем 15-го числа фашисты не продвинулись вперед ни на шаг.
Два вражеских полка были практически уничтожены, однако немцы усилили давление. Они бросили в атаку две новые дивизии по 15 тыс. человек в каждой, которые поддерживали танки и авиация. Положение стало критическим, и тогда Черняховский решил использовать небольшой танковый резерв. Удар был ошеломляющим, но это был временный успех. Силы были слишком не равны, да и от 28-й ТД осталась треть личного состава. В итоге 15.08. дивизия была вынуждена оставить городской вал и отойти на восточный берег реки Волхов.
Утром следующего дня Черняховский подписал документ, содержащий слова: "За оставление рубежа обороны без приказа - расстрел на месте!". 16 и 17 августа фашисты форсировать Волхов не смогли. Но совсем скоро им помогло численное превосходство, а также поддержка авиации, артиллерии и танков. Линию защиты 28-й ТД немцам удалось разорвать на части, и уже 18 августа они ворвались в город. К утру 19-го они полностью им овладели, но при штурме понесли колоссальные потери.
Последний бой броневика.
Из воспоминаний политрука разведроты, 5-го полка В. Копышева:
"Остатки 3-й ТД, потерявшей все танки, вывели из Новгорода на переформирование в район Мсты 12 августа. Командир 5-го полка данной дивизии Левин 18 августа отправил лейтенанта Карлова в штаб обороны Новгорода на броневике БА-6, получить новые указания. Проехав мост на реке Малый Волховец, Карлов наткнулся на гитлеровцев, вступил в неравный бой. Чтобы противник не захватил мост и не отрезал нашим частям пути отхода, лейтенант перегородил его, встал посередине, ведя огонь из пушки и пулеметов и не давая врагу приблизиться.
Немцы начали обстреливать броневик из артиллерии, также его бомбила авиация. Был поврежден настил моста, в данный проем попали колеса БА-6, он накренился и повис над водой. Прицельный огонь вести стало невозможно. Экипаж покинул машину, прихватив пулемет, диски к нему и гранаты. Бойцы отошли на берег, где заняли оборону. Вскоре в мост попал еще один снаряд, настил из бревен под броневиком полностью разрушился и он рухнул в воду кабиной вниз".
История создания БА-6.
Производили броневик на Ижорском заводе в Ленинграде с 1936 по 1939 год полностью из отечественных комплектующих. Экипаж машины - 4 человека. Вооружение: пушка 45 мм и два пулемета ДТ 7.62 мм. Броня - 8 мм. Макс. скорость - 45 км/ч. Масса - 5.2 т. Мощность двигателя - 40 лс, что крайне мало. Поэтому проходимость по бездорожью была низкой, а пулестойкие шины были заполнены губчатой резиной.
Всего было выпущено 431 БА-6. Около 50% из них имели радиостанции. Они участвовали в 4-х войнах: в Испании (37 машин), с Финляндией, на реке Халхин-Гол и, соответственно, в Великой Отечественной войне. Эти автомобили были задействованы в прорыве блокады Ленинграда и в освобождении Прибалтики. Кроме того, в армиях Финляндии и Испании трофейные машины находились на вооружении до конца 50-х годов.
В Малом Волховце БА-6 пролежал 80 лет. Его подняли со дна реки 18 августа 2021 года. Пять месяцев им занимались псковские реставраторы, и они же довели до ума мотор. 98% деталей в броневике оригинальные. И это несмотря на то, что железо "последнего защитника" Великого Новгорода долгое время контактировало с водой.
И вот броневик 1936 года выпуска стал участником Парада Победы в 2022 году. Фантастика, да и только! Сейчас в мире сохранилось 3 БА-6, которые состоят из оригинальных запчастей и способны передвигаться своим ходом. И теперь один из них находится в Великом Новгороде.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.