Приветствую!!! Не давно, случайно на просторах интернет барахолок наткнулся на редкий моторчик , выпускавшийся в 50х годах прошлого века. Отдавали практически даром--по современным ценам на ретро двс--распродажа из гаража . Не мог упустить такой шанс пополнить свою коллекцию двигателем из далёкого прошлого. Двигатель был в заводской консервации-- покрыт слоем смазки , попадались обрывки упаковочной бумаги. Двигатель имеет название Б- 51. В конце 40х-начале 50х ЦММЛ ( центральная морская модельная лаборатория ( в авиа ЦАМЛ )) занималась разработкой и испытанием компрессионных двс для моделей морских судов . Двигатель Б-51 - конструкции С. Башкина , на всесоюзном конкурсе двигателей для морских моделей ( 1952г. ) занял первое место и был принят к производству . Двигатель выпускался небольшой серией до 1500 шт. Было выпущено две серии этого двс -- которые практически не имели различия в конструкции-- отличался жиклёр карбюратора ( взят с авиа К-16 ) и на последней серии был добавлен штифт -- на маховике для фиксации пускового шнурка. #судомоделизм #ссср #производство #море #модель #история
Компрессионный микродвигатель Б-51 имеет рабочий объём 9,42 кб.см.. Ход поршня 30мм.. Диаметр цилиндра 20 мм.. ( длинноходный ). Продувка - поперечно петлевая. Мощность двс 0,3 л.с.. Максимальные обороты 5800 об/мин ..
Вот в таком виде он ко мне приехал.
Пришлось расконсервировать.
Первоначально открутил рубашку водяного охлаждения==снялась без особых усилий и применения инструмента. Как видно-внутри идеальное состояние, прокладки без повреждений. Возможно его первая разборка.
Дальнейшая разборка--съёмка гильзы с нижней рубашкой цилиндра., в которой находятся : перепускной канал , всасывающий патрубок и два выхлопных патрубка ( на которые можно надевать трубки и выводить их в дымовые трубы модели---копийный вид хода модели. ) В эти трубки тоже ввели смазку для консервации---на поршне слой смазки. Двс имеет стальную гильзу и чугунный поршень.
Дальнейшая разборка : снятие маховика с вала и извлечение вала из картера. Маховик надёжно насаживается на вал при помощи конусной посадки и шпоночного соединения. К щеке вала приклёпан противовес. Следов работы двс не видно.
Промыт--удалена консервационная смазка. Собран .
Двигатель имеет массивный маховик , который к валу прижимает спецгайка с прорезью для вала с гребным винтом. #двигатели
В задней части : задняя крышка , устанавливаемая в картер на резьбе, всасывающий патрубок с ручной заслонкой- регулирующей обороты двс. Номер моего двс 1260-- установлен жиклёр со второй серии К-16 ( шло параллельное производство на заводе ДОСААФ авиа и судо двс ) . #досааф
Штифт на маховике--для надёжной фиксации пускового шнурка.
22 июня продавец написал, что в гараже нашёлся родной топливный бачок для Б-51. И любезно подарил мне его---моя оплата почты.
Во время испытаний двс в 1951 году расход топлива составил 650 гр в час. Топливо заливается в бак - через пробку горловины, в ней просверлено дренажное отверстие.
Объём бака двигателя Б-51 составляет 215 гр, которого хватит на 20 минут работы: запуск-регулировка и ход модели , топлива в баке должно хватить с запасом. В нижней части бака находится фильтр-отстойник , в который выводят топливную трубку.
Полный комплект микродвигателя Б - 51 . На данный момент- фото двс с баком публикуются впервые )).
Десятикубовый Б-51 -- самый большой компрессионный двс -- по массе ( около 1 кг ) , объёму и размерам в СССР. Судомоделисты ( скорее всего ) устанавливали его на модели прямого хода ( копии длинной до 2 м ) -- то есть модель должна самостоятельно ( по первоначальному направлению моделиста ) попасть в створ ворот . Возможно на скорость , точность и копийность .
Двигатель редкий, но как то случайно сразу 2 таких двс были одновременно выставлены на продажу в одну и ту же интернет барахолку. #барахолка Пользуется спросом у коллекционеров . #коллекционирование
Спасибо! Не болейте!!
Заходите в гости : Авиамодельные микродвигатели.