Об этом меня заставила задуматься конкретная жизненная ситуация.
Обычно по пятницам ко мне после школы заходит внучка.
На прошлой неделе пришла с большой задержкой, в слезах. На вопрос
«что случилось?», ответила, что второй раз писала тест по английскому и не справилась. Вроде невелика печаль.
Но печаль не в том, что не справилась, а в том, что учитель не показал ошибки, и ей непонятно, над чем работать. Как можно исправить то, чего не знаешь?
Прошла неделя. Снова пятница, и повторение ситуации один в один. Опять не написала. И опять никакого анализа.
Можно, конечно, в следующую пятницу повторить это бессмысленное действо и получить тот же самый результат. Пожалуй, не тот же, а гораздо худший, потому что у человека с каждой новой неудачей падает самооценка.
Если цель учителя дать знания – анализ обязателен. Если показать свою значимость и превосходство над учеником – любые действия ребенка не принесут результата, а вызовут только ненависть к предмету и учителю. Никому не хочется казаться тупым.
Есть прекрасная формула любого действия: результат – анализ – результат. Если результат не удовлетворяет, находим ошибки, исправляем их и получаем новый результат.
Ребенку важно верить в себя, в свои силы, в то, что он сможет справиться с любой ситуацией, а задача взрослого – эту веру поддержать и укрепить.
Я почти четверть века работала учителем. Когда почувствовала первые признаки выгорания, ушла.
Учитель не может быть хронически уставшим. Он не имеет на это права. Устал – уходи. Ребенок не должен расплачиваться за чью-то усталость, плохое настроение, неудавшуюся жизнь.
А как вы считаете?