В сообществе автомобильных дизайнеров есть каста небожителей. Кажется, каждое их новое произведение просто обязано стать шедевром. Однако люди — не механизмы, им свойственно уставать и ошибаться... Или просто иметь уж очень особенное видение. Мы собрали самые спорные автомобили знаменитых автомобильных дизайнеров и менеджеров. Некоторые из них просто странно выглядят, другие не оправдали ожидания фанатов, а третьим просто не повезло.
Вальтер де Сильва и SEAT Toledo
Даже спустя полвека активной работы с Fiat, Alfa Romeo и Volkswagen AG Де Сильва не прекращает творить. Совсем недавно Вальтер исправил облик Hongqi S9, сделав китайский суперкар по-настоящему грациозным.
Но в послужном списке дизайнера есть не только нетленные Audi A5 и R8, но и кое-что сомнительное.
Речь о SEAT Toledo. Сложно даже понять, что это — хэтчбек, минивэн или все-таки седан. В таком же замешательстве оказались и клиенты. При наличии «обычных» хэтчбека Leon и компактвэна Altea люди просто не понимали, зачем им нужен третий двухобъемник от вроде бы спортивного бренда группы Volkswagen.
Самое обидное, что отличить Toledo от других моделей SEAT можно было только в ракурсе три четверти сзади. И не сказать, что вид открывался приятный. К жгучей внешности авторства де Сильвы прибавлялись вместительный салон и довольно острая управляемость.
Такой коктейль не впечатлил публику, и уже в следующем поколении SEAT Toledo превратился в близнеца Volkswagen Polo и Skoda Rapid.
Крис Бэнгл и Redspace REDS
К имени Криса Бэнгла одинаково хорошо идут приставки «легендарный» и «печально известный». Его взгляд на BMW 5-й и 7-й серии попортил кровь немалому количеству фанатов BMW.
Правда, сегодня этим же седанам клянутся в любви — и в этом заключается магия Бэнгла. Он словно заглядывал на годы вперед и слыл непонятым гением везде, где только появлялся.
Отсюда рождается вопрос. Как Крис мог создать Redspace REDS, который словно стал плевком в лицо всем принципам автомобильного дизайна? Десятки не попадающих друг в друга линий, лобовое стекло с отрицательным наклоном и странная компоновка салона — у ненавистников Бэнгла появился жирный аргумент в спорах. Однако облик электрокара неслучаен.
По словам Криса, задача Redspace REDS — быть пространством для работы и отдыха, которое вдруг «решило стать машиной». Поэтому панели кузова практически плоские: при сопоставимых с Smart ForTwo габаритах автомобильчик спокойно вмещает четверых взрослых людей.
Странный наклон лобового стекла дает водителю возможность припарковаться, откинуть рулевую колонку вверх и развернуть кресло в сторону пассажиров. К тому же, такое положение стекла исключает возможность ослепления солнечными бликами. А еще у электромобиля есть встроенный в пол массажер ног и даже ковровая дорожка! Вот что бывает, когда функция берет верх над дизайном.
Ларри Шинода и Rectrans Discoverer RV
Cреди поклонников американского автопрома Лоуренс «Ларри» Шинода известен как отец Chevrolet Corvette Stingray второго и третьего поколений.
Из-под его пера вышли несколько памятных концептов GM и даже Ford Mustang Boss 302. Спустя долгие годы работы на концерн Ларри покинул Ford и основал собственное дизайн-бюро. Результатом его работы стал не очередной культовый масл-кар, а дом на колесах!
Rectrans Discoverer RV — яркий пример того, как прогрессивная идея воплотилась не в то время и не в том месте. Целью Шиноды было создать автодом, способный проехать 10 миль на одном галлоне топлива (в грубом пересчете сопоставимо с расходом 23 литра на 100 км). Серьезная задача для 4,5-тонной махины с биг-блоком V8! Ларри сделал ставку на обтекаемость кузова и сразу отправил макет Discoverer RV в аэродинамическую трубу.
В результате Шинода добился поставленной задачи по расходу топлива. А еще Rectrans Discoverer RV мог разгоняться до 97 км/ч за 11 секунд! Идеальный «слипер» в шкуре странной на вид машины для путешествий. Но «Первооткрывателю» не повезло родиться в 1970-х. Последнее, о чем тогда думали люди — трипы на четырехколесных фабриках по сжиганию топлива. По разным данным, свет увидело от 1 875 до 3 300 подобных автодомов, после чего они стали достоянием истории и завсегдатаями аукционов.
Франко Скальоне и NSU Sport Prinz
Франко Скальоне — одна из самых знаковых звезд итальянского автодизайна. По яркости его могли переплюнуть разве что Батиста Фарина и Нуччо Бертоне. Кстати, Франко был знаком с каждым из них!
Сотрудничество с Батистой не задалось, а вот Бертоне любезно пригласил Скальоне к себе в штат. Список творений Франко ломится от шедевров: Alfa Romeo Tipo 33 Stradale, концепты Alfa Romeo B.A.T., Abarth 1500 Biposto… Но в нашей подборке Франко оказался неспроста.
После десятков статных спорткаров Скальоне взял на себя практически непосильную задачу: преобразить NSU Prinz. Да-да, тот маленький автомобильчик, в дизайне которого кто-то увидит Chevrolet Corvair и даже советский «Запорожец». Сходство усиливает компоновка с мотором воздушного охлаждения сзади. Но удастся ли превратить массовую модель во что-то большее? Что ж, Франко приложил к этому все силы.
В результате Скальоне подарил NSU Sport Prinz оригинальный кузов с модными «плавниками» задних крыльев и крышей-куполом, которая накрывала ровную плечевую линию. В сочетании с коротенькой колесной базой образ получился карикатурным, а не элегантным. Однако этого хватило, чтобы убедить больше 20 000 человек купить машину. К тому же, 30-сильное купе разгонялось до 135 км/ч и хорошо управлялось. Главное — не смотреть на него сбоку.
Том Тьярда, Rayton-Fissore Magnum и Shelby Series II
Среди других автомобильных дизайнеров Том Тьярда — словно музыкант-мультиинструменталист. Ему было по силам создать как элегантное итальянское купе, так и городской американский хэтчбек.
Volkswagen Karmann Ghia Type 34, Fiat 124 Spider и De Tomaso Pantera — его рук дело. Однако даже из его кабинета порой выходили неоднозначные проекты.
К примеру, итальянский ответ Range Rover под названием Rayton-Fissore Magnum. Именно его, а не Lamborghini LM 002, принято считать первым люксовым внедорожником из Италии. Шасси военного автомобиля Iveco, кожаная отделка интерьера и обширная линейка моторов (от рядных «четверок» до V8) не помогли автомобилю стать хитом. Порой даже именитого творца у руля дизайн-бюро бывает недостаточно.
В случае с Shelby Series II все еще печальнее. Первое «издание» родстера задушили высокая цена и — зачастую — неумение и нежелание дилеров продавать такие автомобили. В середине 2000-х в модель попытались вдохнуть вторую жизнь и попросили Тома заняться рестайлингом. В результате автомобиль получил фары с «паучьими глазами», как у Alfa Romeo 4C, и новые панели кузова.
Том работал над двухдверкой с большим удовольствием, а V8 на 550 л.с. делал машину настоящим сокровищем для петролхэда. Однако из-за ужесточения требований по безопасности и вредным выбросам разрабатывать обновленную модель стало слишком дорого… В итоге свет увидели лишь 3 таких автомобиля. Очень жаль, что самый большой провал Кэрролла Шелби косвенно связан именно с работой Тьярды.
Гордон Марри и Т.25
Невозможно спорить с тем фактом, что Гордон Марри — один из лучших автомобильных умов современности.
Доказательством служат феноменальный болид Brabham BT46B с «вентилятором», эпохальный McLaren F1 и «трушный» суперкар GMA T.50. Но за несколько лет до выхода модели T.50 Гордон представил T.25 — и это совсем не то, что вы могли себе представить.
Инженер посчитал, что его компетенцию в создании формульных болидов стоит применить в сегменте…городских малолитражек! Так и появился 2,5-метровый автомобиль с водительским местом по центру и «куполом», который выполняет функцию единственной двери.
Одним из козырей Гордона стала яркая управляемость (что неудивительно). Но динамику фантастической не назвать: 51-сильный моторчик объемом 0,66 литра разгонял машину до 100 км/ч за 16,2 секунды.
Вслед за бензиновым GMA Т.25 последовал электрический Т.27, способный проехать до 160 км на одной зарядке. У него было меньше мощности, зато батарея в полу обещала еще более интересные ходовые характеристики. Как бы то ни было, до серийного производства ни один из прототипов не добрался, в отличие от успешного GMA T.50. В гаражах миллионеров творения Марри оказались куда нужнее, чем в службе доставки почты.
Митя Боркерт и Lamborghini Countach LPI 800-4
Среди других дизайнеров этой подборки Митя Боркерт выглядит новичком, но с мощным потенциалом. Он приложил руку почти ко всей актуальной модельной линейке Porsche, а с приходом в Lamborghini подарил «лицо» успешному ныне суперкроссоверу Urus. И когда в августе 2021 года мир увидел первые тизеры возрожденного Lamborghini Countach, интриге среди поклонников не было предела. Наведут ли итальянцы свои порядки в тренде ретрофутуризма? Справится ли Боркерт с такой серьезной задачей?
Оказалось, что Countach 2021 года — это ремейк ремейка: в основу лег гибридный Sian FKP, который зиждется на агрегатах Aventador SVJ. Потомок главного плохиша 1970-х взволновал фанатов даже не гибридной надстройкой, а неожиданно консервативной внешностью. При всем обилии деталей, отсылающих к оригинальному Countach, автомобиль казался лишь глубокой переделкой «Авентадора». Блогеры массово начали рисовать рендеры, переосмысляя дизайн суперкара. А уже в октябре со своим словом выступил Марчелло Гандини, автор облика Lamborghini Countach 1971 года.
«В дизайне так называемого возрожденного Countach полностью отсутствует дух новаторства. Разумеется, автомобильный рынок сильно изменился с тех пор, но, на мой взгляд, возрождение модели прошлого отрицает основополагающие принципы, заложенные мной в ДНК Lamborghini». Одним словом, Марчелло подтвердил всеобщие опасения насчет излишней близости новинки с Lamborghini Aventador. Но Lamborghini стоит отдать должное: в январе 2021 года глава марки Стефан Винкельман заявил, что больше ретро-суперкаров не будет. Так что поклонники классических моделей бренда могут быть спокойны. /m