Мы привыкли, что, зачастую, на иконе изображены один или несколько святых - как правило, их имена начертаны рядом с фигурами, чтобы верующий мог понять, кого именно он просит о заступничестве перед Богом. А можно ли разместить сразу ВСЕХ святых на одной иконе?
Вряд ли. В календаре Церкви существуют упоминания о тысячах святых, и о многих - из-за перипетий истории - мы не знаем почти ничего, кроме имени.
Однако в православном храме можно увидеть икону «Всех святых, от века Богу угодивших» - на ней праведники торжественно славят Господа в раю. Богоматерь, Иоанн Креститель и архангелы молятся Христу Вседержителю, чей образ иконописцы обычно помещают в верхнюю или центральную часть композиции. Все фигуры святых распределены по ликам святости, а вот имена на таких иконах подписывают на нимбах. Тщательность проработки эскиза и навыки миниатюрного письма необходимы для подхода к подобной работе. Так как, в основном, заказывает икону церковь, то настоятель и прихожане могут решить, какие именно образы нужно включить в композицию. Часто выбирают самых почитаемых святых, также - небесных покровителей прихожан. Необычно, но количество написанных фигур зависит от размера доски и умений иконописца. Если христиане хотят помолиться о заступничестве перед Богом своему святому, но того нет на подобной иконе, они всё равно могут это сделать именно у «Всех святых, от века Богу угодивших».
Однако чаще «иконой всех святых» именуют годовую минейную икону. Своим необычным названием она обязана греческому языку: «слово «минеи» происходит от старославянского «минíа», и от греческого µηνιαῖος (миниэос) - месячный. Икона минея, или месячный святец - это особый тип икон, содержащий изображения всех святых, почитаемых в определенный месяц. Поверхность иконы делится на множество частей по горизонтали, в которых располагаются изображения праздников и святых, следующих друг за другом в соответствии с церковным календарем. Минея может быть написана на месяц или три месяца. А порой минейная икона собирается в годовую, содержащую изображения всех особо почитаемых на Руси святых».
Господь Вседержитель на престоле (Спас царя Мануила), с годовой минеей. Конец XVIII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры (г. Санкт-Петербург)
Господь Вседержитель на престоле (Спас царя Мануила), с годовой минеей. Конец XVIII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры (г. Санкт-Петербург). Деталь иконы
Многие, наверное, помнят по школьным урокам истории необычное название - «Четьи-Минеи». Так назывались летописные произведения, собранные митрополитом Московским и всея Руси Макарием в первой половине XVI века. «Четьи» означает «читаемые»: жития святых - самое любимое чтение средневекового русского человека, даже неграмотные знали корпус текстов - благодаря устной передаче. Митрополит Макарий собрал воедино церковные уставы, грамоты, душеполезные повести и жития святых. Таким образом, минейную икону можно назвать своеобразной иллюстрацией к подобному сборнику. Более того, она служила своеобразным календарём, ежедневно напоминая о христианском подвиге того или иного святого.
В православном церковном календаре большое количество дней отведено чествованию икон Божией Матери - в богослужебном году можно найти более двухсот чудотворных икон, хотя Богородичный цикл гораздо более обширен. Подобные своды также можно обнаружить на иконе из Музея христианской культуры.
Преображение, со сводом Богородичных икон. Конец XVIII века. Поволжье или вологодская провинция. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры (г. Санкт-Петербург)
Преображение, со сводом Богородичных икон. Конец XVIII века. Поволжье или вологодская провинция. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры (г. Санкт-Петербург). Деталь иконы
На экспозиции располагается также более редкое произведение, которое вбирает в себя черты двух уже упомянутых памятников: здесь можно обнаружить как минею, так и свод Богородичных икон.
Спас Нерукотворный, с годовой минеей и сводом Богородичных икон. Конец XVIII - начало XIX века (после 1798 года). Вологодская провинция. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры (г. Санкт-Петербург)
Спас Нерукотворный, с годовой минеей и сводом Богородичных икон. Конец XVIII - начало XIX века (после 1798 года). Вологодская провинция. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры (г. Санкт-Петербург). Деталь иконы
Подробнее узнать про эти и многие другие памятники вы можете как на обзорной, так и на тематических экскурсиях. Ждём вас в Музее!