Найти тему
Байкальские огни

Коллекционер из Иркутска Аркадий Давыдов выкупил в Нюках старинную икону Георгия Победоносца, которая служила хозяевам клеёнкой

Бывшая нюкская икона теперь в Иркутске: «Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!»
Бывшая нюкская икона теперь в Иркутске: «Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!»

Отшумел в районе День Победы. Пакт о полной капитуляции гитлеровской Германии был подписан 6 мая 1945 года – в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. До 1930 годов в селе Нюки стояла часовня во имя этого святого: на повороте в Кабанск, на том месте, где сейчас коленопреклонённый солдат – памятник героям Великой Отечественной.

Старожилы села ещё застали часовню. В Улан-Удэ у дочерей живёт Клавдия Петровна Бурлакова из Нюк, ей уже за 90. Вспоминает, что 6 мая в селе звали «Егорьевым днём». Почитали всегда этот день особо. Престольный праздник. Вкусно готовили, угощали приезжавших из других деревень родственников.

- Часовня была небольшая: купол, крест, внутри иконы. Вокруг ограда. Ходили, молились, — говорит Клавдия Петровна.

Про нюкскую икону Георгия Победоносца мы прочитали в «Областной газете» города Иркутска. Коллекционер-иркутянин Аркадий Давыдов приобрёл эту икону в Нюках в 1986 году. Решили позвонить ему в Иркутск, и он охотно откликнулся.

Аркадий Михайлович по профессии врач, а в душе страстный любитель старины. В молодости за каким-нибудь раритетом он готов был ехать, невзирая на расстояния. События 1986 года, конечно, подстёрлись в его памяти, но он постарался их восстановить:

- Было лето. Я ехал из Иркутска за рулём своего «Жигулёнка». Помню, что был уставшим. Увидел на дорожном знаке «Нюки». Мужчина сидел на скамеечке за околицей. Притормозил, поздоровался. Он кивнул, приглашая. Я попросился переночевать.

Утром стали с хозяином пить чай, я собирался уезжать. Столик низкий, случайно отогнул клеёнку, а там… голубое небо, белый конь и Георгий Победоносец, пронзая копьём дракона, скачет по всей столешнице! Я обомлел! Тут же попросил продать. Сказал хозяину, что это академическое письмо, масло. Как можно так хранить икону? Следы от горячих кружек остаются…

Невысокий, крепкий хозяин, представившийся гостю Даниилом и сказавший, что работал до пенсии учителем физкультуры в школе Кабанска, ответил, что так хранить надёжнее. Я попросил продать икону. О цене договорились. И гость уехал с тяжёлой ношей в багажнике.

Икона была непростая. Лак на ней почернел от времени, а внизу каллиграфической вязью тянулась надпись: «Сей образ исполнен по заказу крестьянина Даниила Д.» Дальше надпись была не читаема, следующая буква в фамилии – то ли «а», то ли – «о». А потом: «…писал М.А. Кроненберг, 1883 годЪ». Это «патронарная», то есть именная икона. В левом верхнем её углу, в полукруге, написан образ святого Даниила Столпника, покровителя крестьянина Даниила.

Коллекционер отдал икону на реставрацию молодому мастеру Сергею Фролову. Тот попытался подновить её. Но до конца дело доведено не было. Совсем недавно Аркадий Давыдов попросил уже другого иркутского реставратора Николая Натяганова, расписавшего иркутский собор Казанской иконы Божией Матери, поработать над иконой святого Георгия.

Месяц реставратор не отходил от иконы. Результат поражает. От великомученика Георгия Победоносца, которого чтят во всём мире и образ которого написан на гербе Москвы, трудно отвести глаз. Лик святого Николай Натяганов практически написал заново.

Он говорит, что работать над образом было легко:

- Икона была читаемой. По стилю написана она далеко от канонических византийских или древнерусских икон, скорее, похожа на живопись.

Мы попытались найти, кто продал икону святого Георгия коллекционеру. Но не смогли… В Нюкской школе в те годы работал учителем физкультуры и военного дела Данилов Александр Васильевич. Но их семья приезжая и не имеет тут корней. И гостю хозяин представился Даниилом, а не Александром. В Кабанской школе таких учителей не вспомнили…

Нюкские корни есть у Валентины Михайловны Суворовой, жившей в Степном Дворце. По рассказам родителей она знает, что раньше в Нюках почти в каждом доме были иконы. Старики ими благословляли детей на благочестивое супружество. В их семье есть старинный образ Божией Матери, была большая икона Георгия Победоносца, переданная родственникам в Ильинку.

Она предположила, что фамилия крестьянина, заказавшего образ, могла быть – Дорохов. Старые нюкские фамилии: Дороховы, Ипатовы, Крушинские, Ананины. Получается, что крестьянин Даниил из Нюк в 1883 году поехал в Иркутск, нашёл там иконописную мастерскую Михаила Кроненберга. Такой иконописец в Иркутске был, размещал в «Иркутских ведомостях» объявления для мирян, что он пишет иконы.

Крестьянин заплатил ему деньги, а потом, возможно, через полгода, скорее всего, на санях – икона довольно большая, примерно метр двадцать на девяносто – вернулся в Иркутск, забрал заказ. Вот как тогда нюкские крестьяне пеклись, чтобы святые Георгий и Даниил хранили их семьи...

…Аркадий Давыдов говорит, что икона Георгия Победоносца сразу поразила его. Ритмы, краски, удивительная спрессованная символика, соединённая за столетия. Она успокаивает и притягивает. Надеемся, что её подлинная история всё же будет раскрыта...