Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев дал очередное системно-программное интервью. В данном формате он регулярно постулирует и при необходимости корректирует консолидированную позицию достаточно большого количества консервативно-силовых элит.
Из нового интервью «Аргументам и фактам» комментаторы вырвали одну единственную фразу:
«Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».
Однако, сказана она была в числе прочих, акцента на ней Николай Патрушев не делал, да и само предложение не стало ни самым громким, ни самым свежим.
Примерно четверть интервью секретарь Совбеза говорил о преподавании истории, воспитательной работе, подготовке педагогов.
История – воспитание – патриотизм
Историческое образование и просвещение в словах Николая Патрушева ожидаемо получили статус главного инструмента патриотического воспитания.
Для этого необходимо сформировать наравне с цельной исторической политикой соответствующий системный раздел по исторической педагогике и просвещению, включая и единые необсуждаемые позиции к освещению знаковых позиций, и верифицированные по контенту учебники.
Именно о такой цельной исторической политике говорит Николай Патрушев:
«Важнейшей задачей сегодня является возрождение исторических традиций, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Для ее решения нужен системный подход к воспитанию и образованию. Назрела необходимость реализации государственной программы в этой сфере на всех этапах взросления человека и его становления как гражданина. Должна быть разработана комплексная модель этого процесса».
Фальсификация и героическая недостаточность
«Фальшивой версии судьбоносных событий придерживаются и некоторые школьные учителя в нашей стране. Искажают факты и многие учебные пособия, - подчеркнул Николай Патрушев.
Вторая угроза для системного исторического воспитания – недосказанность. Секретарь Совбеза обращает внимание на то, что ключевым концептам дискурса национальной идеи уделяется мало внимания:
«Тематике героизма советского народа в годы Великой Отечественной на уроках истории уделяется мало времени, а в учебниках она нередко описывается поверхностно. В результате только единицы старшеклассников могут назвать фамилии тех, кто ценой собственной жизни завоевал Победу в 1945 г., а про героев Первой мировой или Отечественной войны 1812 г. вообще почти никто не слышал».
Николай Патрушев призвал ввести персональную ответственность для руководителей тех школ, ученики которых «не держали в руках книг, посвященных героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, или имеют смутное представление о подвигах тех, кто воевал за Родину».
Третий вызов – пренебрежение воспитанием:
«Нельзя задвигать вопросы патриотического воспитания молодежи на факультативные занятия».
Ключ к вратам воспитания
Очень многие эксперты и комментаторы в последнее время сосредоточили свою критику на учебниках, причем каждый предлагает внести в них что-то свое. Однако, Николай Патрушев видит иной системный фактор:
«В первую очередь нужно смотреть на подготовку педагогических кадров. Педагоги находятся на переднем крае [в гибридной войне против России]».
Историческая ответственность
На подготовленных мастеров, которые готовы просвещать, образовывать и воспитывать, ляжет сложная задача – интересно, познавательно и увлекательно преподнести все более жестко прописанный курс истории – отечественной и всемирной.
Николай Патрушев отмечает:
«Учителя занимают особое место в жизни каждого гражданина, поэтому недопустима произвольная трактовка отдельными преподавателями мировой и отечественной истории, подрывающая авторитет нашей страны и программирующая сознание детей на основе ложных фактов и мифов».
Подробнее.Аргументы и Факты «Правда на нашей стороне». Николай Патрушев — о сроках спецоперации
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/25060