Мультивселенные – самая горячая тема последних месяцев. В ней уже покувыркались Локи, Человек-паук и Доктор Стрэндж, совсем скоро в царство параллельных миров попадет Флэш, а между этими событиями мир познакомился с еще одним любопытным концептом – фантастическим боевиком "Всё везде и сразу". Именно эта лента считается сегодня наиболее эффектно раскрывающей суть множественности миров. Пусть она остается на вершине, а я пока расскажу вам о еще десяти отличных лентах на тему параллельных вселенных.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Почему мультивселенные так полюбились и авторам, и зрителям? Да потому, что концепция другого варианта развития событий позволяет нам пофантазировать на тему, а что было бы, если бы... Создатели фильмов на этой основе могут попробовать воплотить более дерзкие решения, зрители оказываются готовы принять самые лихие сюжетные повороты. По большому счету, с мультивселенными мы окунаемся в бездонный океан фантазии, в котором нет границ воображению и ничто не может остановить потоки креативности. Разве такое может не нравиться?
Отсюда и подбор картин – мультивселенные дают заглянуть за границу очевидного и поверить в невероятное. Вот что стоит пересмотреть, если вам по душе "Всё везде и сразу".
Человек-паук: Нет пути домой
Начну с самой кассовой на текущий момент истории о пересечении нескольких параллельных миров. "Нет пути домой" – безусловно, великое кино. Но не с точки зрения художественных решений, актерской игры или режиссерских находок, а в аспекте обеспечения фанатов неиссякаемым на протяжении двух часов источником вздохов и умилений. В одном кадре оказались сразу три Паучка и несколько их самых знаменитых противников – прежде такое могло случиться только в самых невероятных фанфиках. У фильма есть очевидный плюс – герои Гарфилда и Магуайера смогли проститься с поклонниками и даже закрыть кое-какие сюжетные арки. Но и минус понятен – попытки переплюнуть "Нет пути домой" могут быть чреваты.
Донни Дарко
Хотите по-настоящему странный фильм о мультивселенных? Вам следует отправиться в американскую глушь, где проживает подросток по имени Донни Дарко, чудом переживающий грандиозную катастрофу и узнающий, что миру придет конец через 28 дней. Впрочем, должен предупредить, одного только фильма, чтобы понять суть параллельных миров "Донни Дарко", будет недостаточно – нужно подпитаться допами с DVD-диска и отрывками книги «Философия путешествий во времени». Но и без этих костылей картина завораживает и очаровывает – мультивселенные здесь совсем не такие, какими их стали показывать позже. Плюс не забывайте, что фильм стоил в производстве всего 4,5 миллиона долларов – потому и упор сделан на интеллект, а не на зрелищность.
Звездный путь
Несколько неожиданно, но именно фактор мультивселенных использовал Джей Джей Абрамс, когда запустил новое поколение полнометражных картин во франшизе "Звездный путь". Поклонники ожидали полную перезагрузку, но режиссер пошел более изощренным путем. Его "Стартрек" – это параллельная классической хронологии линия времени, в которой главные герои переживают собственные приключения, в то время как в основном "потоке" Кирк и Спок остаются персонажами старых фильмов и сериалов. Абрамсу даже удалось совместить на время два потока – Спок-Нимой попал во вселенную Кирка-Пайна и помог экипажу "Энтерпрайза" одолеть Нерона. Настолько органично связать прошлое и будущее прежде, кажется, не удавалось никому.
Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия
Без самой свежей новинки Marvel эта подборка тоже будет неполной – все-таки именно здесь сейчас происходят главные "мультивселенские" события. Последний на сей момент фильм в линейке кинематографической вселенной Мстителей переключился на астральные проекции, полеты сквозь параллельные миры, встречи с двойниками и дистанционное управление даже теми своими копиями, которые уже умерли. Сэм Рейми и Бенедикт Камбербетч проделали невероятную работу и смогли порадовать фанатов несколькими неожиданными сюжетными твистами, но не слишком ли опасные перспективы перед супергероями открывает это направление?
Последний киногерой
Этот фильм вам вряд ли кто-то предложит оценить с этой точки зрения, кроме Киноведа в штатском, но и "Последний киногерой" – это лента о мультивселенной. Как вы наверняка помните, ведущий персонаж этой картины с помощью волшебного кинобилета смог попасть внутрь фильма своего любимого артиста. Причем в мире Джека Слейтера отчетливо читаются параллели с нашей вселенной с небольшими оговорками, вроде Сталлоне, сыгравшего в "Терминаторе". По выходу из "киновселенной" Слейтер встречается с реальным Шварценеггером и дополнительно оказывается втянут в еще один "кроссовер" – в фильме возникает Смерть из "Седьмой печати" Ингмара Бергмана. В какой-то мере, "Последний киногерой" обогнал свое время, и не всеми был оценен верно. Но сейчас-то мы понимаем – перед нами шедевр!
Противостояние
Знаете, в каком фильме впервые произносится слово "мультивселенная"? А я вам скажу – в "Противостоянии" с Джетом Ли и Джейсоном Стэтемом. Может, это и не самое классное кино на белом свете, но идея, в нем заложенная, мне определенно нравится – герой Ли путешествует по разным параллельным вселенным, убивает своих "двойников", забирает себе их силу и планирует стать богоподобной сущностью, которую невозможно будет одолеть. Любопытная концепция, явно предвосхитившая многие другие фантастические сюжеты, украшена еще и великолепными сценами поединков Джета Ли против Джета Ли. Трюки и хореография тут отличная – посмотрите, если пропустили.
Исходный код
С оригинальностью сюжетов в современном Голливуде беда – и оттого еще ценнее становится картина Дункана Джонса "Исходный код", история подключенного к генератору симуляций военного, который должен, раз за разом проживая несколько минут жизни, вычислить террориста, заминировавшего поезд. На протяжении почти всего фильма зрителю непонятно, почему персонаж оказался в этом безумном "дне сурка", но финал раскрывает карты – специальный аппарат генерирует новые и новые вселенные, в которых сознание героя Джейка помещается в тело пассажира поезда. Вселенные здесь не особенно отличаются друг от друга, но "так и должно быть" – они ведь только-только отпочковались друг от друга. Изменения еще не успели повлиять на детали.
Беги, Лола, беги
Давно хочу что-то отдельно написать про "Лолу" – это один из тех фильмов, что навсегда перевернули мое представление о кино – но пока ограничусь упоминанием в подборке. Режиссер Том Тыквер в свой компактный фильм укладывает три истории, разворачивающиеся в трех параллельных мирах, и стартующие с единой точки отсчета. Титульная Лола имеет всего 20 минут, чтобы найти кучу денег и спасти жизнь своего бойфренда – она пробует три разных варианта решения вопроса, но преуспеть в столь сложном деле очень непросто. Здесь нет объяснений тому, как ветвятся вселенные, но лента от этого только выигрывает – это чистый адреналин, заправленный в шприц фантастического экшена.
Связь
И еще одна картина, после просмотра которой я долго был под впечатлением – микробюджетная "Связь". Сюжет этой ленты разворачивается вокруг небольшой компании знакомых, совместно ужинающих в ночь, когда над городом пролетает таинственная комета. Небесная гостья каким-то образом вызывает разрыв вселенских перегородок, и несколько параллельных миров пересекаются между собой. Герои фильма видят своих двойников из другого мира и должны разобраться, где они "настоящие", а где – "занесенные вселенской катастрофой". Если уж и сталкиваться со своими копиями из иных миров, то только так – в интеллектуальном противостоянии.
Человек-паук: Через вселенные
С Паучка начали, им и закончим. Пожалуй, наиболее красочным, дерзким, эффектным и ошарашивающим выдумкой фильмом на тему мультивселенных получился анимационный "Человек-паук". Разумеется, нужно иметь в виду, что у "Через вселенные" есть существенное преимущество перед остальными конкурентами – нарисовать разнообразных "параллельных" героев, наверное, проще, чем снять их "живые" игровые версии. Но с другой стороны – чтобы что-то рисовать, это нужно сперва придумать, а у авторов ленты с фантазией явно всё в порядке. Сколько вселенных они вплели в одну историю, я даже не возьмусь сейчас считать, но получилось очень здорово. Всегда бы так!
На этом остановимся, хотя хорошие фильмы на тему параллельных миров, безусловно, еще имеются. Просто хочется осветить как можно больше тем, попутно делая как можно более разнообразный контент – переключаюсь на новые темы. Они обязательно будут интересными, поэтому заглядывайте на канал Киноведа в штатском, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя, будьте аккуратнее с заклинаниями, и...
Увидимся в кино!
#кино #фантастика #все везде и сразу #человек-паук #донни дарко