Как отличить партнерство от надувательства на фрилансе?
Знаете штуку про литературных негров? Это когда за популярного автора пишут никому неизвестные. В итоге автор выдаёт бестселлер за бестселлером, а негры получают деньги (и очень даже небольшие). Тоже самое есть в копирайтинге.
Я не про нормальные деловые отношения "заказал текст - оплатил - получил в свою собственность". Это здоровые рыночные отношения по продаже услуги.
Я про надувательство. Когда к копирайтеру приходят за текстовой воронкой для запуска. Но завуалированно, типа просто посты или письма так, для группы. И не заказчик, а тот, кто занимается рекламой или продвижением. Предлагает написать за пару тысяч. Или лендинг сделать тоже тысячи за три. То, что ценник до одури низкий за такую работу, я молчу. Бесит то, что за дураков копирайтеров держат - ты мне за пару тысяч воронку напишешь, а я с заказчика за неё возьму двадцатку.
Норм?
Или собрать контент-стратегию с нуля и написать. Тоже через третьи руки. "Руки" будут в лице заказчика супер - профи (такой пласт работы взял на себя) , а копирайтер всё разработает, напишет, проанализирует. Дёшево и удобно.
Разве это не партнерство? Нет. Не партнёрство, если оплата не соответствует задаче.
Одно дело, когда изначально ОТКРЫТО приходят за консультацией по контенту, задаче. Оплачивают твоё время, получают наработки для дальнейших действий.
Советы, контент-аудит, план и разбор проекта.
И совсем другое, когда пытаются получить всё и много, но при этом заработать на коллеге и перепродать его работу в разы дороже. Или взяться за то, что не умеешь толком делать, наобещать заказчику с три короба, а потом спихнуть эту работу на литературного негра. И если в проекте что-то пойдет не так, "негра" сделать крайним...
Думаете, утрирую? Нет. Истории из практики моих выпускников и коллег.
К чему эта статья? К теме честности, открытости и построения здоровых рабочих отношений, а не надувательства друг друга.
Напомню, есть классный тест из 10 вопросов, чтобы проверить комфортно ли вам будет работать с проектом, человеком и не почувствовать себя обманутым в плане ценности/стоимости вашей работы.
10 звоночков, чтобы работа в проекте и отношения с заказчиками были вам в радость
Но если вы как раз и есть тот новичок, и вам хочется выстроить плодотворные отношения с заказчиками, а не работать месяц за идею, воспользуйтесь подсказками, которые я вывела за 6,5 лет работы на фрилансе. Если почувствовали или вам на ум пришла одна из этих мыслей (а тем более если несколько!), то проект, в котором вам предлагают работу, вряд ли вам сейчас нужен:
- Вам непонятно о чем проект, суть расплывается.
- Вам непонятна ваша роль в этом проекте.
- У вас нет контактов с заказчиком, вся работа через посредника.
- Вами пытаются манипулировать: льстят, давят на жалость, много обещают. И навешивают те задачи, которые сами должны были выполнить.
- Вам вручают роль спасателя. Ожидают нереальных результатов, ставят завышенные цели без каких-либо обоснований.
- Вы как Алиса в Стране Чудес. В проекте не понятно кто и чем занимается, заказчик не может связно объяснить кто и за что отвечает, как работает проект и какие есть продукты (в реальности, а не его голове!). А всем рулит продвиженец/рекламщик.
- Вы сомневаетесь, что вам заплатят. У заказчика нет ресурсов сейчас для реализации проекта. Шансов, что они сами собой появятся, тоже нет.
- Мнение, позиционирование заказчика, видение проекта постоянно меняется, вам это не нравится.
- Что-то тут нечисто. В проекте текучка, очень часто вы встречаете объявление о вакансиях от этого заказчика.
- Вас хотят объегорить. Бесплатное объемное тестовое, но с шикарными обещаниями. Вот этот пункт запомните навсегда. Никогда не соглашайтесь работать, если не уверены, что деньги вам заплатят!