Каждый человек по-своему воспринимает добро, но кроме этого, у каждого человека свой собственный подход к тому, как на него реагировать.
Следует ли за добро платить добром, либо добро – такой предмет, который не требует вознаграждения, люди решают для себя в силу своих индивидуальных представлений о добре и зле.
В вопросе того, должно ли добро вознаграждаться, существует три основных подхода у людей, сложившиеся на практике. В соответствии с первым подходом, добро обязательно должно вознаграждаться – сторонники этого подхода убеждены, что таким образом добродетельные поступки стимулируются, и если этого не делать, то у людей, приносящих добро, может возникнуть чувство неблагодарности окружающих, и они перестанут приносить добро людям.
Второй подход основывается на том, что вознаграждение за добро необязательно, однако каждый человек должен, которому люди приносят добро, должен сам себя стимулировать к тому, чтобы безвозмездно приносить добро другим людям.
Наконец, третий подход основывается на том, что любое добро должно приноситься безвозмездно и без оглядки на то, какому человеку и по какой причине принесено это добро.
Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны. Первый подход основывается на теориях, из которых складывается современное учение о мотивации. Человек как бы платит добром за добро.
Вроде бы в этом нет ничего плохого, но как быть, если человеку нечем платить за данное ему добро?! Многим людям не нравится придание добродетели таких «рыночных отношений», хотя следует признать, что в настоящее время подобные отношения встречаются очень часто.
Второй подход не подразумевает контроля за тем, насколько приносимое человеку добро будет положительно на него влиять и стимулировать самого делать добро. Возможно, человек на деле воспринимает добро со стороны других людей как сиюминутную удачу, а людей, делающих ему добро – как простаков. Поэтому трудно оценить пользу от приносимого людям добра.
Наконец, третий подход предусматривает творить добро, так сказать, без оглядки, любым людям, вне зависимости от того, хорошие ли это люди или плохие.
Возможно, так творить добро проще всего, и, возможно, правильно. Однако необходимо понимать: все дела человеческие должны иметь свой закономерный итог, и если творимое добро фактически ушло впустую, то можно ли вообще такое добро считать добром.
Здесь следует отметить, что, если оценивать то, как человек относится к добрым делам в своей рутинной жизни, то нельзя не отметить, что в этом плане общество привыкло осуществлять учет и контроль.
Так, благотворительные организации имеют свои характерные юридические особенности регулирования своей деятельности, предусматривающие невозможность обойти закон со злонамеренными целями.
Лев Толстой написал в своем известном произведении «Анна Каренина»:
Как следует из данной цитаты, Толстой придерживался третьего подхода в отношении к творимому добру и, возможно, в какой-то степени был прав в этом вопросе.
Мудрая Тереза - подписывайтесь на канал, становитесь мудрее