Найти тему

Екатерина Горшкова: Создание мусороперерабатывающих комплексов обойдется в 30 млрд рублей

Генеральный директор НЭО о том, где компания будет брать деньги на строительство пяти заводов по переработке отходов

«Невский экологический оператор» в конце прошлого года анонсировал создание двух комплексов по переработке отходов на территории Петербурга (КПО «Волхонка» на Волхонском шоссе и «Новоселки» в пос. Левашово), а также трех в Ленинградской области – «Дубровка» (Всеволожский район), «Островский» (Выборгский район) и «Брандовка» (Ломоносовский район).

Компания сообщила, что первая очередь КПО «Волхонка» будет запущена уже летом этого года. Генеральный директор НЭО Екатерина Горшкова в интервью «Ведомостям» рассказала, на каком этапе находится создание остальных проектов, во сколько обойдется строительство каждого комплекса и что планируется делать с не перерабатываемыми остатками мусора.

- На какой стадии сейчас находится создание всех пяти новых мусороперерабатывающих комплексов?

- Еще в декабре прошлого года мы провели конкурс по выбору компании-проектировщика, которая должна провести проектные изыскания по всем пяти площадкам и подготовить проектную документацию для строительства КПО. Это новосибирская «Компания проектэнергоинжиниринг» (КПЭИ).

В этом году был выбран агент по проектированию, строительству и поставке оборудования — компания «Интер РАО — Инжиниринг». Так как наша основная деятельность — это исполнение функций регоператора, нам нет смысла набирать штат из нескольких десятков человек, чтобы контролировать стройку. Поэтому и было принято решение нанять агента, который будет вместо нашего штата контролировать весь процесс строительства.

- То есть следующим этапом станет поиск подрядчика по строительству?

- Для этого должны быть завершены все изыскательские работы, а также разработаны проекты и пройдены экспертизы. В самой высокой стадии готовности находится проект КПО «Волхонка» на территории Петербурга. Дело в том, что его реализация предполагает не новое строительство, а реконструкцию и модернизацию уже существующего предприятия  — опытного завода МПБО-2 на Волхонском шоссе. По первому этапу реконструкции уже завершены общественные обсуждения проектной документации, и летом мы планируем запустить здесь линию мощностью 200 000 т в год. По второму этапу реконструкции мощностью 400 000 т проектная документация будет готова в ближайшее время.

Сейчас также идет проектирование еще по двум объектам в Ленобласти: это КПО «Островский» в Выборгском районе и КПО «Дубровка» во Всеволожском. Но окончательное решение о размещении производств будет приниматься только после завершения общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду. По КПО «Островский» процедура пройдет с 24 апреля по 24 мая, по КПО «Дубровка» она началась 30 апреля и завершится 31 мая.

- Больше всего дискуссий вызвало размещение КПО «Брандовка» в Ломоносовском районе Ленобласти. Экологи опасаются, что стоки комплекса могут попасть в подземные источники, вода из которых поступает в фонтаны Петергофа. Решение о размещении КПО на этой территории уже утверждено?

- По предполагаемому КПО «Брандовка» вопрос пока открыт. К слову, рабочее название комплекса изменено, теперь это КПО «Юго-Западный». Сейчас по этому проекту идут инженерные изыскания. Мы дополнительно изучаем ситуацию с учетом замечаний общественности о возможном негативном воздействии на близлежащие водные объекты. И до окончания инженерных изысканий никаких решений приниматься не будет.

Да, действительно озвучивались опасения, что некие вещества могут попасть в грунтовые воды и потом каким-то образом в фонтаны «Петергофа». И задача инженерных изысканий – объективно изучить ситуацию со всех сторон, а дальше уже принимать решение: есть ли возможность с использованием различных конструктивных решений избежать воздействия на окружающую среду. Если такой возможности нет, конечно, мы будем разговаривать с властями Ленобласти и обсуждать другие варианты.

- Последний, пятый проект должен был расположиться в Новоселках на территории Петербурга. По нему тоже еще не принято окончательное решение?

- Там уже физически проведены изыскания, но продолжается работа над документацией, которая в дальнейшем должна будет пройти общественное обсуждение. Кроме того, идет процесс согласования размещения КПО с профильными городскими и федеральными ведомствами.

- До какого срока должны быть построены все пять комплексов?

- На данный момент мы ориентируемся на запуск КПО к 2024 году. В соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами Ленинградской области это предельный срок эксплуатации действующих полигонов. По тем объектам, где еще не начато проектирование, сроки могут сдвинуться, но дать более точные прогнозы пока невозможно.

- Во сколько обойдется строительство всех пяти КПО и где компания будет брать на это деньги?

- По состоянию на начало года максимальный объем инвестиций мы оценивали примерно в 30 млрд руб. Но это не только строительство заводов, но и другие необходимые вложения. При этом в своих расчетах мы исходили  из стоимости одного КПО примерно в 5 млрд руб. Более точные цифры мы поймем, когда будет завершено проектирование. Тогда же и будет окончательно определено, какие средства и в какие сроки будут привлекаться.

Но сразу могу сказать, что никаких бюджетных субсидий нам не дают. Все деньги будут привлекаться на финансовом рынке на возвратной основе. На сегодняшнем этапе мы говорим о том, что будут задействованные заемные средства. Это могут быть банковские кредиты, могут быть средства «Российского экологического оператора» (ППК «Рэо») — так называемые зеленые инвестиции, как раз сейчас мы ведем об этом переговоры. Но решение о выделении денег будет приниматься только после прохождения экспертизы и завершения разработки проектов и финансовой сметы.

- Может ли как-то повлиять на привлечение средств тот факт, что головная компания одного из учредителей – банк ВТБ — попала под европейские санкции?

- Один из учредителей НЭО — «ВТБ инфраструктурный холдинг», который в рамках своей компетенции отвечает за разработку финансовой модели и финансовую экспертизу проектов. Попадание банка под санкции на деятельность НЭО в данном случае никак не влияет.

- А каким образом компания будет возвращать заемные средства?

- Что-то будет включено в инвестпрограмму в рамках тарифа на обработку ТБО, которая будет утверждаться комитетом по тарифам. Что-то мы будем возвращать за счет продажи вторичных материальных ресурсов, которые будут реализовывать КПО. Поэтому мы понимаем, что на протяжении длительного времени заводы не будут приносить прибыль, потому что придется возвращать вложенные инвестиции.

- Ряд экологов также озвучивали претензии к выбранной технологии работы КПО. По сути она предусматривает просто сортировку, а что будет дальше происходить с не перерабатываемыми отходами и органикой?

- Действительно, основа технологии – это глубокая сортировка с максимально возможным уровнем автоматизации. В итоге весь поток отходов разделяется на четыре группы. Выделяются вторичные ресурсы, пригодные для последующей переработки — это ПЭТ, алюминий, железо, стекло, полиэтилен, полипропилен, макулатура и др. Их доля будет увеличиваться с 15 до 20% и больше. Эти ресурсы уже сейчас востребованы и идут для дальнейшего использования.

Органические отходы будут превращать в компост, а после этого путем добавления инертного материала — в технический грунт. Это от 40 до 45% конечного продукта в зависимости от сезона. Такой техногрунт можно использовать для рекультивации уже существующих мусорных полигонов, для карьеров, в дорожном хозяйстве и др. Кстати, на нем отлично растет трава.

Легкие горючие фракции (загрязненная бумага, дерево и нетоварный пластик, оставшиеся после отделения ВМР) будут используются для производства альтернативного RDF/SRF топлива, которое может использоваться на цементных заводах. Это не менее 20% от массы входящего потока ТКО. Что касается RDF-топлива, уже есть договоренность с цементными заводами. Это клиент номер один. Дальше идут металлургические заводы, и сейчас на федеральном уровне стоит задача простимулировать производства для покупки такого топлива, чтобы сформировать рынок его сбыта.

Оставшиеся 20-25% — это не утилизируемые фракции, то есть не подлежащие переработке материалы.

- То есть после запуска МПО уже будет понимание, куда конкретно будет отправляться все вторсырье для дальнейшего использования?

- Конечно, мы уже сейчас ведем переговоры и будем стремится к моменту запуска заводов подписать все контракты с теми компаниями, которые будут у нас покупать вторсырье. Но уже сейчас рынок для вторсырья есть даже в наших регионах.

У компании «Артэко СПБ» есть собственные мощности по переработке ПЭТ-бутылок, другие виды пластиков отправляются различным контрагентам на территории Петербурга и Ленинградской области. Стекло идет на завод ООО «Элемент ресайклинг». Макулатура – на  ООО «РРК». Компания «Спецтранс №1» отправляет все отходы на собственную сортировку, а заготовленное вторсырье продает покупателям как в Петербурге и Ленобласти, так и в других регионах.

В дальнейшем мы готовы рассматривать и собственное производство из вторсырья. Например, коллеги в Московской области сами производят пластиковые мусорные контейнеры. Мы тоже будем об этом думать.

- Оставшиеся 20-25% — это не перерабатываемые фракции. Где их планируется складировать, с учетом, что власти Ленобласти планируют с 2023 г. закрыть на рекультивацию все действующие мусорные полигоны и прекратить прием отходов?

- Площадки для складирования так называемых «хвостов» будут размещены на территории новых КПО. Но ни в коем случае нельзя сравнивать эти полигоны с обычными мусорными свалками, где смешаны все виды отходов. Текущие полигоны принимают не переработанные отходы, где есть и органика, и полезные фракции. Все это приводит к брожению и выделению метана, от птиц и запаха никуда не деться. Полигоны для «хвостов» — это будут своего рода склады для не перерабатываемых остатков, в которых не будет уже никакой органики. Это остатки фарфорофаянсовых изделий,  одежды, обуви из разных материалов и др. Мы рассчитываем, что на ближайшие 20-25 лет для их складирования хватит трех площадок при КПО на территории Ленобласти. На территории Петербурга, как вы знаете, мусор складировать нельзя.

- Почему их нельзя переработать методом пиролиза?

- Технологии на основе пиролиза считались и до сих пор считаются многими экспертами перспективным направлением развития мусороперерабатывающих технологий. Но доказавших свою эффективность технологических решений для переработки смешанных ТКО на рынке сегодня нет.

У нас есть предложение от разработчика из Петербурга – «Топливной экологической компании» — об использовании запатентованной им технологии для  утилизации не перерабатываемых «хвостов», которые будут образовываться на проектируемом КПО «Волхонка». Но компания пока только планирует начать разработку проекта промышленной установки, который должен будет затем пройти государственную экологическую экспертизу — сколько это займет времени сказать сложно.

Ну а дальше – технологии не стоят на месте. Я искренне надеюсь, что в течение ближайших 50 лет появятся такие технологии, которые позволят максимально технологично и экономически эффективно утилизировать все «хвосты».

- Сейчас НЭО внедрил сразу две экспериментальные программы по раздельному сбору мусора: в южной и северной частях города. На севере ведется многопотоковый сбор ТКО, на юге – двухпотоковый с разделением на сухие и смешанные отходы. Когда закончится эксперимент и раздельный сбор распространят на весь город?

- Сейчас совместно с «Артэко СПб» мы реализуем проект по внедрению комплексной системы раздельного накопления отходов в Калининском и Красногвардейском районах города. Первые 200 контейнеров начали обслуживаться с 1 января этого года, и до конца года по всему району установят еще 3000 контейнеров. К привычным бачкам зеленого цвета для смешанных отходов добавились желтые контейнеры для сбора пластиковых и металлических отходов, а также картонной упаковки для напитков, синие — для сбора макулатуры, черные — для стекла.

В апреле совместно с Автопарк №1 «Спецтранс» мы начали проекта по двухпотоковому сбору отходов в Московском районе, где установлены дополнительные контейнеры синего цвета для вторсырья. В них можно выбрасывать все перерабатываемые фракции. Главная задача при таком методе накопления отделить органические отходы от вторсырья, которое должно быть чистым для последующей переработки. Все отходы, собранные с помощью специальных синих контейнеров, будут транспортироваться на мусороперерабатывающие комплексы «Обухово» и «Предпортовая», которыми управляет Автопарк №1 «Спецтранс».

Губернатор дал поручение до 20 августа этого года определить, какая система эффективнее. На нее власти и будут ориентироваться при разработке соответствующих нормативно-правовых документов. Эффективность определят по массе собранных отходов, проценту засора в контейнерах, затрат на логистику. Будет учитываться и мнение жителей.

Но пилотные проекты на этом не закончатся, их реализация продолжится как минимум до конца 2023 г. В дальнейшем пилоты интегрируют в единую региональную систему РНО, которая охватит всю территорию города.

- Сейчас компания находится в судебных тяжбах из-за штрафов, выписанных Госжилинспекцией за несвоевременную уборку по время новогодних праздников. На какую общую сумму в общей сложности были выписаны штрафы и будет ли компания их выплачивать?

- Да, мы подали иски в суд на оспаривание штрафов за несвоевременный вывоз ТКО. Но мы оспариваем далеко не все постановления ГЖИ, а лишь те, где явно не хватает доказательной базы, чтобы утверждать, что услуги оказаны не надлежащим образом.

Например, в некоторых постановлениях в качестве основания приводится лишь одна фотография переполненного контейнера, хотя для того, чтобы подтвердить несвоевременный вывоз, нужно осуществлять фотофиксацию в течение нескольких дней. Часть исков указывает, что услуга не была оказана по объективным причинам. Например, когда спецтехника не могла проехать из-за припаркованных автомобилей.

Всего в производстве сейчас 190 дел об административных правонарушениях, включая те, которые мы оспариваем. Величина штрафа -  от 5000 до 10 000 рублей. Но пока не завершена процедура обжалования, общую сумм штрафов назвать нельзя.

Стоит отметить, что действующее законодательство достаточно четко разграничивает полномочия регионального оператора и, например, балансодержателя контейнерной площадки, но люди к такому разделению пока не привыкли и если проблема касается мусора ее автоматически ставят нам в вину. Показательна ситуация, сложившаяся в начале мая в Центральном районе Петербурга. ЖКС №2 сменило подрядную организации, отвечающую за обслуживание территорий общего пользования, включая контейнерные площадки. И с 1 мая, когда новый подрядчик приступил к работе, дворники перестали выкатывать мусорные баки на улицу, где их обычно подбирал мусоровоз. Многие дворы в центре закрыты решетками и кодовыми замками: вывезти мусор удалось там, где сотрудников перевозчика внутрь пропустили жители. Проблема комплексная, но в ее возникновении сначала обвинили нас, а уже потом стали разбираться.

- Ранее НЭО хотел приобрести пакет акций компании «Автопарк № 6 «Спецтранс» для проведения мусорной реформы, однако сделка не состоялась. Ведет ли переговоры НЭО с другими перевозчиками о приобретении доли в других компаниях?

- На данный момент планов приобретения каких-либо рыночных активов у нас нет.

Больше новостей читайте на сайте издания: https://vedomosti-spb.ru/?utm_source=dzen&utm_medium=post&utm_campaign=1105_1

Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе событий города✅

Екатерина Горшкова /«Невский экологический оператор»
Екатерина Горшкова /«Невский экологический оператор»

#мусорная реформа #нео #переработка мусора #ведомости #новости