Троицкий мост считается одним из самых красивых объектов Северной Столицы. Его возвели в 1903 году. Событие стало знаковым для города, ведь появление постоянной переправы в этом месте ждали давно.
Интересно, что вместо стальной надводной конструкции мог появиться тоннель. Но от этой идеи отказались. Конкурс на лучший проект моста выиграло бюро Гюстава Эйфеля, автора знаменитой парижской достопримечательности. Но его вариант реализован не был. В этой статье, пролистав несколько страниц печати того времени, мы вспомним предысторию знакового питерского объекта.
Первая переправа
Впервые дорога через Неву близ нынешнего Троицкого моста появилась в 1803 году. Тогда сюда переместили находившееся в 1,5 км выше по течению, в створе Воскресенской улицы (ныне — проспект Чернышевского), сооружение на плавучих опорах-понтонах. На новом месте одноименный городу объект располагался чуть ближе к петроградской набережной, примерно между Домиком Петра I и Летним садом.
Шредером С. Новейший путеводитель по Санкт-Петербургу с историческими указаниями. СПб. — 1820. — С. 54:
«Оcтавляя крепость, прежде нежели возвратимся на Адмиралтейскую сторону чрез Петербургский мост, остановимся у маленького деревянного домика, который стоит у моста, и который для лучшей сохранности покрыт черепичною кровлею. Это есть первый, в 1703-ем году построенный домик, в котором обитал Петр Великий».
Прослужила конструкция на плашкоутах ровно 21 год, после чего ее в течение трех лет перестроили. Так в Санкт-Петербурге появился один из самых оригинальных наплавных мостов. От аналогичных его отличал богатый декор. В частности, отдельные чугунные и медные элементы были покрыты тончайшими листами золота, что создавало иллюзию, будто они полностью выполнены из этого благородного металла.
«Петербуржцам вообще не везет на мосты»
Во второй половине 19 столетия все чаще стал подниматься вопрос о создании капитального моста. Соответствующие предложения поступали как от отдельных лиц, так и целых групп.
Издание «Всемирная иллюстрация». 1875. — №328 (апрель). — С. 291:
«[В 1867 г.] Думская комиссия большинством голосов решилась на предпочтение места для моста по линии теперешнего Троицкого. Это же мнение поддерживал и строительный технический комитет МВД. При обсуждении же предложения о мостах, голос председателя комиссии, H. И. Погребова, при равенстве мнений за и против, дал перевес предложению о постройке постоянного Литейного моста».
Однако потребность в новом объекте между Троицкой и Суворовской площадями продолжала нарастать. В прессе того времени появлялось все больше доводов в необходимости реализации проекта.
Журнал «Неделя строителя». СПб. 1886. — №4. — С. 2-3:
«Потребность устройства постоянного сообщения мотивировалась главнее всего тем, что из заречных частей города она наиболее успешно застраивается и заселяется и заключает в себе принадлежащие городу значительные земельные участки, доходность которых должна сильно увеличиться с установлением постоянного и более удобного сообщения через Неву... Кроме того, устройство постоянного моста уменьшило бы городские расходы, ныне требующиеся на содержание и ремонт существующего ныне деревянного моста».
В процитированном издании отмечалось, что и средства, казалось бы, нашлись, но процесс замедлился и тема осталась открытой. В ту пору в отношении проекта в печати стали появляться саркастические замечания и разного рода шутки. Некоторое время даже употребляли выражение «Ждать как Троицкого моста». И все-таки проведение конкурса в 1892-м на лучшую концепцию вселило в горожан надежды.
Художественный журнал карикатур «Шут». 1893. — №13 (март). — С.2:
«А проект Троицкого моста все еще находится in stat u latente. Петербуржцам вообще не везет на мосты. Сперва собирались строить Охтенский мост... Пришли , понюхали и ушли. Теперь принялись за Троицкий. Тоже придут, понюхают, но, пожалуй, не уйдут».
Выбор проекта
В том конкурсе приняли участие архитекторы и инженеры из шести европейских стран. Предпочтение отдали команде Гюстава Эйфеля, известное творение которого к тому моменту уже два года украшало Париж. Премию в размере 6 тыс. руб. авторы идеи получили, но воплощена их задумка так и не была.
В Думе не торопились давать «зеленый свет» и утверждать проект-победитель. Многим тогда приглянулось предложение другой французской фирмы — «Batignolles», которая участвовала вне конкурса, представив консольно-арочную систему моста. Параллельно Я. К. Ганнеман в начале 1893-го представил проект металлического подводного тоннеля. Инженер уверял, что подобное решение является более экономичным и практичным. Так и не придя к единому мнению, чиновники через пять лет объявили новый конкурс, где победила работа вышеупомянутой европейской компании.
Журнал «Неделя строителя». СПб. 1896. — №49. — С. 242:
«Фирма Батиньоль представила три проекта, из которых эксперты рассматривали один под литерою А... Проект признан удовлетворительным. Техническая сторона разработана в нем подробно, устойчивость пролетов обеспечена и задания Думы выполнены».
В июне 1897-го император Николай II утвердил проект и уже через два месяца в торжественной обстановке при непосредственном участии самодержца был дан официальный старт работам. Французский вариант усилиями русских специалистов был откорректирован.
Наплавной мост на время строительства отодвинули чуть ниже по течению, разместив в створе Мраморного переулка. Там он и простоял все десять лет, пока строили Троицкий мост. Последний открыли весной 1903 года. В следующие десятилетия объект несколько раз реконструировали. Последний раз масштабные работы проводились в начале 2000-х. Сегодня по переправе длиной 582 м можно проехать на автотранспорте, трамвае или просто прогуляться пешком.