Найти тему
Мир Зари

"Трудно быть богом" (4). По следам комментариев и краткое резюме первых статей.

Часть 1, Часть 2 и часть 3.
Прежде чем пойти дальше, пробежимся по тому, что было, и добавим пару слов от себя.

Ну, во-первых – почему Стругацкие?

Потому, что они Мастера. Нет никакого смысла разбирать низкопробные творения.

Второй момент – почему мы так вцепились, скажем, в «Жука в муравейнике» или сейчас а «Трудно быть богом»?

Давайте сначала поясним, как мы разбираем и что. Мы не разбираем художественное произведение Аркадия и Бориса Стругацких, мы разбираем ситуацию, которую они показывают. Вот, например «Стас Ипостас» пишет:

«…но вводный эпизод встречи Руматы с Киуном сделан блестяще. Одна из лучших сцен в романе. АБС вводят образ спесивого аристократа и беглого грамотея – для того, чтобы читатель сразу ощутил обстановку, социальную ситуацию, эпоху».

О да, сделано блестяще! Не менее блестяще описан и восход Юпитера над Амальтеей. Но… всегда это «но». Сейчас мы скажем то, что не раз говорили в комментариях. Благородный дон Румата уже не первый день, да и не первый год в Арканаре. Каждый день он садится верхом и едет то на службу, то по делам. Да, он прекрасно разбирается в боевых верблюдах, но и в лошадях он не может не разбираться. И да, дон Румата (Антон) – залегендированный разведчик, наблюдатель. У него есть местная биография, стиль поведения, привычки и чудачества, прописанные в его легенде и подтверждённые жизнью в Арканаре. И всё, что он говорит беглому Киуну – противоречит этому. Почему?

«Кто такой Румата, мы ещё не знаем (до поры), кроме того что он спесивый аристократ, не чуждый благородных порывов, не дурак, не трус; что беглый грамотей даёт нам представление о социально-политической обстановке в стране; что дело происходит в каком-то средневековом Арканаре (и что это не Земля, нам ещё только предстоит узнать) – и нам уже интересно, это всё-таки АБС, а не хвост собачий…»

Прекрасно сказано о книге. Но не о ситуации, которая разворачивается перед нашими глазами. Да, спесивый аристократ, но никаких благородных порывов. Он и не обращал внимания на Киуна, вспомните – он даже не заметил, когда тот сбежал, какие порывы? Не дурак? Он удивился тому, что Киун сбежал и не понял причины. Не трус? Это не та ситуация, чтобы понять, трус он или нет. Сам дон Румата не узнал ничего нового просто потому, что он всё это знает...

Как авторы мы понимаем, о чем говорит Стас. Это ещё одна тайная цель разбора – мы смотрим, как можно делать, а как нет. Весь этот эпизод сделан только для одного: показать атмосферу Арканара, показать аристократию, серых штурмовиков. Но никакого отношения к дону Румате он не имеет, по крайней мере в том виде, в котором видят это большинство комментаторов. Его там нет. Герой, которого мы видим потом, и тот, кто разговаривает с Киуном – разные люди.

Второй момент. Нас интересует мир, который создали братья Стругацкие. Причём нас он интересует не в том виде, в котором его увидело, запомнило и полюбило большинство читателей, и мы в том числе, а в том, в котором он видится спустя тридцать лет, когда за плечами опыт. Когда за плечами крушение великой страны, жизнь в бандитской стране (и уж нам-то не надо рассказывать, что это не так, мы это всё через себя пропустили), подъем, гордость, когда выросли не только мы, но и дети. И сейчас нам кажется, что мир Полудня не такой плоский, как хотят его представить те, кто лелеет в себе увиденное в 14-15 лет. Даже не будучи подробно расписанным, он кажется нам куда глубже и интереснее, а зачастую ужаснее. Поэтому тезис о том, что Стругацкие просто переносят действительность в реалии будущего, мы рассматривать не будем. Для этого мы слишком уважаем их как фантастов.

В общем, простите, но у нас достаточно богатая фантазия, чтобы представить и смоделировать ситуацию. А потом её разобрать.

А в конце, два слова о ситуации:

Итак, вводная следующая: Дон Румата Эсторский по дороге домой встречает некоего книгочея Киуна. Встречает и, не проявив к нему никакого интереса, запугивает и отшивает, вопрос – почему? Давайте исходить из того, что Антон не идиот, что он подготовленный разведчик. Так почему он не сделал того единственного действия, на которое имеет право? Не прикрыл книгочея? Ведь он просто жаждет сделать хоть что-то!

Восстановим картину схематично: Румата встречает Киуна, выслушивает и вроде хочет с ним по-человечески обойтись. Но вместо этого начинает его запугивать. Они идут по дороге. А дальше:

«Впереди сквозь кустарник мелькнули огоньки корчмы Скелета Бако. Киун споткнулся и замолчал.
– Что случилось? – спросил Румата.
– Там серый патруль, – пробормотал Киун»…

Ничего не кажется странным? Киун бежит из страны по дороге и знает что прямо на его пути патруль серых? Это тот момент, который ни в одном из комментариев не был озвучен. Киун ЗНАЛ о патруле. Он встретился Румате на дороге, ведущей к патрулю. И…

«Вдоль дороги тянулись кусты, похожие в сумраке на клубы застывшего дыма. Нестерпимо звенели комары. В мутном небе дрожали редкие тусклые звезды. Дул порывами несильный ветер, тёплый и холодный одновременно, как всегда осенью в этой приморской стране с душными, пыльными днями и зябкими вечерами.
Румата плотнее закутался в плащ и бросил поводья. Торопиться не имело смысла. До полуночи оставался час, а Икающий лес уже выступил над горизонтом чёрной зубчатой кромкой. По сторонам тянулись распаханные поля, мерцали под звёздами болота, воняющие неживой ржавчиной, темнели курганы и сгнившие частоколы времён Вторжения»…

Сейчас оставим в стороне детали и тонкости гардероба. Если интересно, то это в комментах. Тут важно, то что Киун физически не мог разглядеть обруча на голове дона Руматы. Потому что он закутался в плащ, а делать это не накинув капюшон – бессмысленно при такой погоде. И даже если обруч был на виду, то Киун должен обладать очень хорошим ночным зрением, чтобы разглядеть его на голове всадника за десяток метров. Иначе ему придётся стоять на дороге и пялиться вверх.

«У поворота дороги от кустов отделилась тёмная фигура. Жеребец шарахнулся, задирая голову. Румата подхватил поводья, привычно поддёрнул на правой руке кружева и положил ладонь на рукоять меча, всматриваясь. Человек у дороги снял шляпу»…

Он ещё и в шляпе был, маленький, плотный и очень, очень хорошо видящий книгочей. Который вечерами, читая при лучине, портит свои глаза.

Киун провокатор. Обычный провокатор, абсолютно типичная личность для этого мира. И вот, приняв это, возможно объяснить всё: и почему дон Румата так себя вёл – он не рушил свою легенду, он исключал повод для задержания. Он не бросил Киуна на растерзание штурмовикам (убегать по распаханным полям от всадников – дело гиблое), он просто забил на него. Вот то, что он не сдал Киуна, это было ошибкой, но простительной. Причуда благородного дона. Потому как одно дело скрывать книгочея от бравых серых ребят, а совсем другое дело – не делать за них их работу. Так что благородный дон просто уехал, оставив серых разбираться со своим провокатором.

Как-то так видим мы на основании текста. Так это или не так задумывалось авторами, не знаем. Но уникальное зрение, физическая выносливость, знание обстановки и последний рывок – всё это говорит за то, что мы правы. Кстати, последняя деталь – бежал он не от штурмовиков, скорее всего, он понял что его раскусили, а судьба раскрытого провокатора незавидна. И последний момент. Провокатора посылают к тому, кого уже подозревают. А это значит что? Дон Румата на карандаше. Уже сейчас. И вот это он должен понимать.

Всё, на сегодня всё. Дальнейшее будет завтра-послезавтра.