Найти тему

Страх ошибки

Ребёнок 7 лет пишет тест в школе, а вместо фамилии в бланке ставит имена свои и папы. Он ходит в детский сад, очень общителен. Свою фамилию знает точно. На просьбы воспитателей и мамы назвать свою фамилию он смеётся и переводит разговор на другие темы. Позже выяснилось, что он засомневался, как именно, пишется фамилия. Вот и написал, как мог, чтобы ТОЧНО НЕ ОШИБИТЬСЯ.

Бывало у вас что-то такое? Наш преподаватель олимпиадной и игровой математики Тина Костромина рассказывает, что очень осторожно работает с ошибками на своих уроках, потому что дети часто воспринимают ошибки, как катастрофу.

Когда ребёнок познаёт новое, у него должно быть право на ошибку. Только как его установить?

Со вторым классом, у которого страх ошибиться перерастает все мыслимые границы, Тина даже пару раз намеренно ошибалась в расчётах. У детей был ШОК. И потом они проговаривали этот момент: если ты ошибся, можно зачеркнуть, можно переписать задачу — это нестрашно.

Это важно для развития — мы перечеркнули, исправили ошибку и можем двигаться дальше. Но есть и страх исправлений: недавно с графическими диктантами ребята не могли прервать неправильную линию и вернуться к середине рисунка, где всё ещё было правильно.

Да, работа будет не идеальна — перечёркнутые линии её не украсят. Но это будет твоя работа и твой шаг к успеху. Ты напишешь 10 таких диктантов и будешь писать чисто. Но если человек вынужден переписывать работу заново, если ему пеняют на ошибки, после пятого раза он откажется от попыток.

Или вот, бывает: ребёнок написал длинное слово — сам захотел, старался, принёс разделить радость от своего свершения. А взрослые ему: «Ты, конечно, молодец, но эта буква у тебя разве правильно написана? А вот эта почему съехала? Да и слово не так пишется.»

Тот момент, когда ты совершил подвиг, а народ говорит: «Подвиг-то оно подвиг. А чего у тебя, герой, носки с дырками?» И на подвиги героя больше как-то не тянет.

Потому что главное — обращать внимание на рост, а не на ошибки. И позволять исправлять ошибки, разрешать быть неидеальным и несовершенным. Что-то в жизни нельзя исправить. Но большую часть — всё-таки можно.