13 и 14 мая на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета состоится премьера балета Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок». Одну из ролей в новой постановке играет популярный артист театра и кино Марат Башаров. Для актера это дебют на балетной сцене.
НОВАТ радует своих зрителей премьерными спектаклями постоянно. На этот раз публику ждёт спектакль, поставленный по сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок» на музыку композитора-классика Родиона Щедрина. В основе хореографии — первая постановка балета с хореографией Александра Радунского, представленная на сцене Большого театра в 1960-м году.
Это спектакль не только для детей, но и для взрослых, которые когда-то могли видеть этот балет в постановке 1960-х годов и фильм-балет с участием Майи Плисецкий и Владимира Васильева. «Создатели балета на сцене НОВАТа хотели, чтобы и у юных зрителей, и у взрослых этот спектакль создавал ощущение чуда», — рассказали в НОВАТе.
Первое, на что обращает внимание зритель в зале — это оформление сцены. Оно похоже на палехскую шкатулку, изображение на крышке которой меняется по ходу постановки. Это и царство жар-птиц, и столичный город, и подводный мир. Изначально спектакль был поставлен для Михайловского театра в Санкт-Петербурге, а для НОВАТа постановку пришлось адаптировать, поскольку в Новосибирске сцена больше. Небольшие изменения были внесены и в хореографию и в мультимедийное сценическое оформление.
В НОВАТе рассказали, что за дирижёрским пультом премьерных показов балета 13 мая и 14 мая будет стоять Павел Сорокин, который работал в Большом театре и Королевской опере Ковент-Гарден. Он уже знаком новосибирскому зрителю по таким постановка как «Золушка», «Собор Парижской Богоматери», «Спартак». А роль царя сыграет популярный артист театра и кино Марат Башаров.
По его словам, балет — это очень тяжёлый труд.
- Если бы знал, куда судьба нелёгкая закинет, соломку бы подложил. Я не ожидал, что моя жизнь сведёт меня с балетом, который я очень люблю. Я знал, что это очень тяжёлый труд, но я даже не представлял насколько. Это великий труд. Но пока сам не попадёшь, ты этого не поймёшь. Но нужно было быть дураком, чтобы отказаться от такого предложения, — поделился своими впечатлениями после репетиции Марат Башаров.
Артист отметил, что на сцене НОВАТа в балете «Конёк-Горбунок» он будет выступать так часто, как этого пожелает зритель, а сыграть в премьерном спектакле для него — большая честь. Он восхитился и самим театром и труппой, поблагодарив партнеров по сцене за поддержку и советы.
- Чтобы выступать в балетной постановке, нужно пахать, пахать и пахать. А потом встать и снова — пахать, пахать и пахать. В антракте я сказал артистам, чем отличаются драматические артисты от танцоров балета. Драматические артисты в перерыве могут сесть и отдохнуть, выпить чаю, а балетные — находятся на сцене и повторяют какие-то движения, репетируют, репетируют и репетируют. Одним словом, держат свое тело наготове. И нам, драматическим актёрам, нужно учиться держать своё тело наготове, — ответил Марат Башаров Горсайту.
«У меня есть балетные мышцы», — отметил Марат Башаров, и подчеркнул, что, несмотря на то, что сам танцует в драматических постановках, почувствовал, что в балете задействованы другие мышцы.
Исполнительница роли Конька-Горбунка Елизавета Аношина рассказала, что ей близок этот образ: «На протяжении всего спектакля приходится применять всё своё актёрское мастерство. Главные герои — Иван и Конек — на протяжении всего действия бегут навстречу приключениям».
В некоторых сценах зритель отделён от артистов тонким и прозрачным экраном-сеткой, который используется для 3D-эффектов. На нём появляются деревья, деревенская изба, пшеничное поле, подводный мир и строфы из поэтической сказки Ершова, а также полёты главных героев из одной сказочной локации в другую. «Артистам нужно было уметь работать за сеткой, учитывая проекцию», — заметил руководитель балетной труппы НОВАТа Леонид Сарафанов. По словам Елизаветы Аношиной, поначалу артистам было сложно привыкнуть к сетке, но через некоторое время они просто перестали её замечать.
По словам руководителя балета НОВАТа Леонида Сарафанова, который исполнил роль Спальника, хореография спектакля сохранилась с 1960-х годов, однако её необходимую редакцию сделал известный балетмейстер Михаил Мессерер: «Где-то освежил, в некоторых сценах что-то поменял, Потому что материалов, кроме фильма-балета, не сохранилось. Но и там хореография была адаптирована под киноверсию, а её нужно было вернуть обратно на сцену».
- Этот балет, безусловно, будет интересен всем. Это классический балет с изумительной музыкой, в нем много ярких и интересных решений и находок, как для взрослой аудитории, так и для юных зрителей. Сейчас для нас очень важно, что это наша русская культура, наша музыка, наш фольклор. Никогда не поздно вернуться к нашим истокам, и сейчас, на мой взгляд, время, когда у зрителя есть запрос на нашу русскую, славянскую культурную традицию, — заявил Леонид Сарафанов.
Премьера, которая состоится на Большой сцене НОВАТа 13 и 14 мая, обещает стать ярким событием культурной жизни Сибири.
Автор: Анатолий Якимов
Агентство новостей ОТС-Горсайт