Любители советского кино Татьяны Лиозновой отмечают прекрасную игру в нем всех актеров. И один из самых обаятельных образов там создал, безусловно, Олег Табаков.
Его герой – бригадефюрер СС, глава внешней разведки немецкой службы безопасности Вальтер Шелленберг – получился, как говорят в Европе, просто шарман.
При этом персонаж с его внешним шармом и милой улыбкой проворачивал самые хитрые интриги и oпepaции.
Так, он был одной из ключевых фигур в заварушке с немецким генералом Карлом Фридрихом Отто Вольфом, вступившим в секретные переговоры с Западом.
Подобные переговоры велись на самом деле. Правда, их основа в книге Юлиана Семенова и в ее экранизации показана несколько иначе.
В частности, Вольф очень даже уведомил о переговорах фюрера. В итоге главная интрига – «oпepaция прикрытия», которую в книге и кино так тщательно продумывали Шелленберг и Штирлиц (каждый – и с общими, и с личными планами), – в реальности была… просто не нужна.
Так, может, и сам Шелленберг был вовсе не таким, каким его показал очаровательный советский актер Табаков?
С одной стороны, собственно важность Шелленберга в разворачивавшихся событиях была не настолько велика, как показано в книге Семенова и в фильме Лиозновой.
Да, этот «истинный ариец» возглавлял СД-Заграницу (службу безопасности Германии). Но в oпepaции «Санрайз» он не участвовал. Во всяком случае, если судить по его собственным мемуарам.
С другой стороны, этот человек в манерах на самом деле был максимально обаятельным, как изобразил его Табаков. Изобразил он настолько точно, что любимая племянница «дяди Вальтера» после просмотра «17 мгновений весны» даже прислала нашему актеру благодарственное письмо от имени своей родни.
В письме было высказано глубокое удовлетворение от созданного Олегом Павловичем кинообраза: «Благодарю, что вы были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность еще раз взглянуть на него!»
Более того, для младшей родни Шелленберга фильм Лиозновой показывали как своеобразный учебник по истории – чтобы они гордились своим «гениальным» родственником и помнили его.
Эта история вызывает двоякие впечатления:
- актер Табаков настолько талантливо воплотился в образ, что это отметили те, кто лично знал прототипа;
Есть выражение «родная мать не узнает». А в данном случае родная племянница как раз узнала. :)
- в то же время, советский фильм явно показывал двойную натуру, изнанку этого персонажа – да, он был обаятелен, даже с шармом, но оставался нацистом, причем вращался в верхушке фюрера. И наш актер отлично показал переходы от образа «шармера» к функции пaлaча. Так где же тут «добрый» «дядюшка Вальтер»?
Эта точность изображения образа возникла не случайно, но как результат тщательного изучения Семеновым мемуаров Шелленберга, а также просмотра немецкой хроники.
Кстати, не все верят в историю с письмом племянницы. Однако поведал ее Юрий Визбор, который играл Мартина Бормана в «17 мгновениях весны». Он сам неоднократно рассказывал ее на своих творческих вечерах, и документальным свидетельством тому сегодня выступают архивные аудиозаписи.
Кстати, в Шелленберга в советском и российском кинематографе воплощались и другие актеры:
- Александр Пелевин – в картине Михаила Ромма «Секретная миссия» 1950 г.;
- Владимир Балашов – в кино Владимира Басова «Щит и меч» 1967 г. (герой был тот же, хотя называли его там по-другому – Вальтером Зонненбергом);
- актер, имя которого, увы, не указывают, – в сериале Владимира Нахабцева и др. «Поединки» 2009–2012 гг.;
- Юлиан Мау – в новом сериале Кирилла Белевича «Начальник разведки» 2022 г.
Но, пожалуй, ярче всех этот образ изобразил все же Табаков.
П. с. В продолжение темы изучайте психологический (с юмором) разбор в статьях «Что в "17 мгновениях весны" подразумевали под нордическим характером?», а также «8 неловких вопросов к любимому герою – Штирлицу». Плюс читайте пост «"17 мгновений весны" – это сериал или нет?».
И разгадывайте интересный тест «Можно ли с вами идти в разведку?».
#наука #Кино #культура #великая отечественная война #вторая мировая война #вов #история #ссср #история ссср #советское кино