"Постой, прохожий! Не спеши!
Здесь, под плитой надгробной,
В немой кладбищенской глуши
Лежит тебе подобный.
Остановись! Со мной побудь!
И правды ты постигнешь суть..."
Андреас Грифиус - немецкий поэт XVII века
Удивительным образом устроен человек. По своей тяге к познанию мира нам нет равных на этой планете. Ничто не может остановить нас на этом пути. Впрочем, некто, не буду называть здесь его имени, побеспокоился, чтобы мы так и не узнали ответов на некоторые вопросы. Вероятно, не пришло время. Время – это ещё одна тайная и до конца не разгаданная человеком субстанция. Мы научились заглядывать в прошлое, но будущее для нас недоступно. Оно кем-то надёжно скрыто. До времени. Будущее с нами ещё незнакомо и не ведает о нашем существовании. Как знать, может именно в прошлом, в тени веков и под покрывалом забвения, оно молчаливо нас дожидается. Покоится ни куда не спеша, а тем временем человек изо всех сил стремится его приблизить. Нам очень хочется знать, что там впереди.
Вот такие мысли о прошлом и будущем возникли у меня после посещения одного необычного и любопытного места - костехранилища церкви Всех Святых в Седлеце, что в районе чешского городка Кутна-Гора. Но всё по порядку и вначале немного истории.
Как-то в XIII веке аббат местного монастыря привёз из Палестины горсть земли. Взятая с могилы Христа, она считалась Святою, а потому её развеяли над монастырским кладбищем, дабы и усопшие могли прикоснуться к Святыне.
После чего число желающих покоится на освящённой земле стало неуклонно расти, при этом количество свободных мест на кладбище не увеличивалось. А эпидемия чумы и кровопролитные войны, происходившие в те времена, ещё более осложнили данный вопрос. Но вскоре выход был найден.
Для новых захоронений стали использовать старые могилы. Их содержимое, а это были уже только кости, извлекали и переносили в кладбищенскую церковь. Здесь, как гласит история, некий полуслепой монах сортировал и выкладывал из костей пирамиды. Шли годы, бежали столетия, а пирамиды только росли.
Новую жизнь, если так можно выразиться, вдохнул в них Франтишек Ринт. Будучи мастером резьбы по дереву, он в 1870 году, по заказу тогдашних владельцев этих земель австрийского рода Шварценбергов, придаёт внутреннему убранству церкви некую художественную направляющую.
Из многочисленных костей и черепов мастер создаёт уникальный интерьер. Утверждают, что останки по меньшей мере 40 тысяч человек нашли здесь своё место. Всё здесь сделано из этого материала, даже огромная люстра и герб Шварценбергов.
Данное место нам показалось жутковатым. К тому же обилие посетителей ни как не располагало к спокойному и глубокому осмыслению. Бедный Йорик! - прошептал я, и мы поспешили наружу.
Везде и во все времена человеческий череп и кости напоминали людям о смерти и бренности бытия. Увы, время неумолимо, а будущее, хотим мы этого или нет, суждено узнать каждому.
"Так думай о своей судьбе,
Поскольку жизнь - одна ведь!
Спеши хоть память о себе
Хорошую оставить..."
Говорил нам на прощание всё тот же Андреас Грифиус.