Бессмертный полк - единственное патриотическое начинание постсоветского времени, которое действительно работает. Единственное, которое действительно народное, а не навязанное сверху. И которое само воспроизводит себя, что немаловажно.
Между тем, активист-консерватор Росс Марсов, который сейчас находится в Донецке, вбросил знатный провокационный пост:
«9 мая — самый вымученный и опошленный российской бюрократией праздник, который интересен только советскому поколению и части леваков. Пока наши парни погибают на фронте, а окраины и пригороды Донецка бомбят, никакую «победу» праздновать не буду.»
Где-то вымученный, где-то опошлённый очередным очень плохим кино про войну или излишним усердием в наряжании детей в военную форму - всё так, Росс. Но, тем не менее, по-прежнему народный. И во многом остался таким из-за удачной находки с Бессмертный полком. Редкого примера, когда государство сумело войти в резонанс с народной идентичностью.
Проблема РФ - засилье Начальства, которое хочет контролировать всё и вся. Начальство часто подменяет собой общество. Поэтому вариант, когда после ухода почти всех настоящих ветеранов (признаем с грустью этот факт) на месте Дня Победы оказалась бы какая-то звенящая бюрократическая пошлость был вполне возможен. Россия как государство - это огромная машина. Но и она вполне может дать сбой, несмотря на усилия десятков тысяч управленцев на местах. Пример - проваленная кампания по вакцинации.
Хорошо, что вариант с Полком нашёлся сам собой. Он ценен как дело, предложенное снизу, а не сверху. И как удачный пример совмещения коллективной судьбы и судьбы персональной. Это тоже очень важно, потому что часто в русской истории конкретный человек рассматривался как щепка. А в Бессмертном полку есть и Родина, и личность. Наконец, в Бессмертном полку все равны - и даже губернатор, министр или президент не восседают на Олимпе, а шагают как простые люди. Тоже не слишком частый пример.
Да, функционеры строят колонны, продумывают очерёдность движения, но всё бы прошло и без них, они здесь не главные. Сотни тысяч портретов героев, которые люди приносят сами, внушают уверенность, что Великая Победа не затрётся никогда, не превратится в галочку в чиновничьем отчёте.
Андрей Песоцкий