В годы Великой Отечественной войны наши земляки защищали Родину на земле, в воздухе и даже под водой. Подводные лодки принимали активное участие в боевых действиях с первых дней войны. Они атаковали корабли и суда противника, нарушали морские линии снабжения неприятельской армии, участвовали в разведывательно-диверсионных операциях. Самым многочисленным типом средних подводных лодок СССР времен войны были подлодки «Щука» — грозное и результативное оружие. На одной из них служил Павел Данилович Яровой, ветеран Великой Отечественной войны, который более 20 лет был председателем Гиагинского районного суда.
Родился он в поселке Энем, в 1921 году. Окончил школу, а в 1939 году — рабфак, работал токарем на заводе. В первые дни войны записался добровольцем на Балтийский флот. Вместе с группой таких же добровольцев его отправили в Кронштадт, а затем — в Мурманск, где зачислили в экипаж эсминца. Боевой корабль в составе конвоя сопровождал караваны судов, доставляющих в СССР оружие по ленд-лизу.
Зимой 1941 года, во время выполнения одной из таких боевых задач, эсминец был атакован немецкой подводной лодкой и потоплен. Оставшиеся в живых советские моряки были спасены англичанами. Судно направлялось к берегам Англии. Там спасенным оказали необходимую помощь, в том числе медицинскую, и спустя несколько недель с очередным конвоем отправили обратно в Мурманск.
После возвращения Павел Данилович написал заявление о переводе на Черноморский флот. В то время нацистские войска осаждали Севастополь, фашисты рвались к Кубани и Северному Кавказу. Яровой прошел школу подводников, после чего отправлен на службу на подводную лодку «Щ-209».
— В Севастополе располагалась наша база «Нива», в которой швартовалось 16 подводных лодок, в том числе и наша, — вспоминал Павел Данилович. — Экипаж «Щ-209» состоял из 43 человек. Я был электромехаником. Из 16 подлодок к концу войны уцелело всего пять…
До мельчайших подробностей он помнил оборону Севастополя, длившуюся с августа 1941 года по июль 1942-го. Подлодки встречали неприятеля на подступах к городу, доставляли боеприпасы, забирали раненых. Именно подлодка Ярового вывезла из захваченного Севастополя одного из руководителей обороны города генерала И.Е. Петрова и его штаб.
— В последний свой приход в Севастополь после выгрузки боеприпасов моряки на берегу брали на память разные предметы — кто гильзу, кто осколок, кто камень. Зажав в кулаке, возвращались на подлодку и клялись вернуться назад, в родной город. Я поднял с севастопольской земли красивый камень, который и сегодня храню, — писал П.Д. Яровой в очерке «Заветный камень». Он был опубликован в книге «За нашу Советскую Родину», в которой были собраны воспоминания ветеранов — участников Великой Отечественной войны из Адыгеи.
К тому времени база Черноморского флота была переведена из Севастополя в Туапсе. Здесь Павел Яровой получил осколочное ранение при налете вражеской авиации. В том бою был тяжело ранен и скончался командир подлодки капитан 3 ранга Иван Назарович Киселев. Это был первый случай смерти в экипаже подлодки. Его Павел Данилович запомнил на всю жизнь.
— Из Туапсе мы не раз ходили в Бургас и Варну, выполняя боевые задания. Потопили вражеское судно, на борту которого были танки. Наша «Щука» выпустила две торпеды, корабль взорвался. Сопровождавшие его катера стали забрасывать подводную лодку глубинными бомбами. И только благодаря умелому маневрированию удалось уйти невредимыми. За этот бой члены команды получили награды, — рассказывал Яровой.
Довелось ему воевать с немцами и в числе сухопутных войск. Пока подлодка стояла в базе, моряков отправляли на оборону Шаумянского перевала. Павел Данилович участвовал в нескольких боях.
В 1944 году боевая активность на Черном море сократилась, советские войска воевали уже в Европе. Подводные лодки был отправлены в Англию, затем в Шотландию, а оттуда в расположение Северного флота. Перед окончанием войны, по словам П.Д. Ярового, на кораблях-тральщиках через Гибралтарский пролив и Мальту лодка возвратилась в родной Севастополь. На экипаж была возложена ответственная миссия — очищать Черное море от мин и снарядов.
Славный боевой путь «Щ-209» — это 18 боевых походов и два потопленных судна: немецкая быстроходная десантная баржа в декабре 1943 года и турецкий парусник «Шемси-Бахри» в июле 1944 года.
После войны Павел Данилович окончил Краснодарский юридический институт. Еще во время учебы он работал парторгом в Тахтамукайском районе. В 1959 году был направлен в станицу Гиагинскую. Старожилы помнят, что районный суд тогда находился на улице Почтовой. Впоследствии это здание занимал Совет ветеранов района, а сейчас в нем располагается муниципальное предприятие «Теплосети». В этом же здании и жил судья с семьей.
С 1959 по 1982 годы, до самого выхода на пенсию, Павел Данилович был председателем Гиагинского районного суда. А затем в течение четырех лет работал юристом в колхозе им. Ленина. Ветеран уже ушел из жизни, но в семье до сих пор бережно хранят его награды — медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», медаль Жукова, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени.
А. Мачульская.