Берем муку, молоко, яйца, сахар, масло, вафельницу. Все это потребуется нам для того, чтобы сделать…нет, не вафли, а жирафа! Образно говоря, разумеется. Что за ерунда, скажете? Соглашусь, звучит и, правда, странно, однако совсем скоро вы все поймете.
София Гебгарт была в Петербурге известной личностью. За красоту современники звали ее «прекрасной голландкой» и поговаривали, что даже сам император Александр II относился к ней как минимум благосклонно. К тому же, «прекрасная голландка» пекла не менее прекрасные вафли. Делала она это красиво и умело, а сам процесс превращала в представление, собирающее толпу зевак.
Свой передвижной вафельный агрегат она расположила в центре города, на Невском проспекте, в сквере перед Александринским театром. Голландские вафли пришлись горожанам по вкусу, и София начала получать заказы с доставкой и стала вхожа в лучшие петербургские дома.
Вместе с мужем, Юлиусом Гебгартом, а он был доктором зоологии, София придумала открыть в Петербурге зоосад. Супругам удалось получить землю бесплатно на 20 лет при условии, что все затраты лягут на плечи владельцев. За три месяца территория была обустроена, и 14 августа 1865 года петербургский зоосад открылся.
Первая коллекция животных насчитывала около 40 видов: это были львы, тигры, черепахи и павлины. Многие из них погибли в первую же зиму от стужи, ведь тогда владельцы просто не знали, как их содержать. Да и денег не хватало. Народу было немного, Биржевого моста тогда еще не было, Троицкого тоже, и добраться с другого берега Невы было настоящим событием! А в 1871 году Юлиус Гебгарт умер от холеры…
Софии было уже за 60, одной ей было не справиться, и тогда она вышла замуж за немца Эрнеста Роста. Он был талантливым, деловым и энергичным молодым человеком, младше супруги на 30 лет, а, главное, на зоосад имел большие планы. В итоге новый владелец сумел превратить его в процветающее коммерчески-успешное предприятие, составившее гордость не только нашего города, но и всей России.
В саду, кроме зоологической части, появилась и увеселительная: открылись эстрада и театр, где проходили цирковые представления и концерты. Сам зоосад оборудовали по последнему слову техники. На смену газовому освещению пришло электрическое, были проведены канализация и водопровод.
При Росте были приобретены редкие и ценные животные: жирафы, шимпанзе, орангутанг, ленивец и муравьед, которого петербуржцы никогда до этого не видели.
Кроме того, зоосад начал получать подарки. Так, император Александр II подарил пару индийских слонов; великий князь Александр Михайлович – леопарда и корейских пони; офицеры корвета «Рында» - белого медведя.
Но после 1898 года, когда Рост отошел от дел, хозяева зоосада стали часто меняться, и в итоге он постепенно пришел в упадок. После революции новая власть сделала упор на научно-просветительское направление и начала проводить восстановительные работы. В 1929 году открылся Кружок Юных Зоологов: он, кстати, существует и сегодня.
А потом началась война…
В первый же день блокады на территорию зоосада упали три фугасные бомбы. Погибли слониха Бетти, дрессированные медвежата и лисята. Крупных хищников потом пришлось застрелить – была опасность, что звери начнут убегать во время бомбежек. А зимой животные гибли от голода и холода.
Сотрудники зоопарка, а их было всего 20 человек, делали невозможное. Всем известна история Красавицы – бегемотихи, выжившей, благодаря Евдокии Дашиной.
Обессиленная, истощенная женщина каждый день привозила 40 ведер невской воды, обмывала кожу животного и смазывала камфорным маслом. Во время обстрелов Дашина оставалась в клетке, чтобы успокаивать свою любимицу.
От голода умирали люди, кормить животных было нечем, и сотрудники шли на удивительные ухищрения: они готовили фарш из овощей и травы. Медведи ворчали, но, все же, приноровились поглощать новое меню. А вот тигрята такое есть не могли.
Тогда сотрудники придумали набивать смесью травы, жмыха и хряпы шкурки кроликов, сохранившиеся с довоенного времени, и смазывать их рыбьим жиром. Вкусный мясной запах обманывал животных, и они поедали такие тушки.
Примерно таким же способом кормили и хищных птиц, но для них в смесь добавляли немного рыбы. Только беркут отказывался есть рыбу, поэтому служители зоосада ловили для него крыс.
Зоосад вновь распахнул свои двери для посетителей летом 1942 года. В память о мужестве, стойкости и героизме, проявленном в годы блокады, зоопарк навсегда сохранил название «Ленинградский».
Сегодня это один из старейших зоопарков в России, один из самых северных в мире и один из немногих, находящихся в центре города. В общем, во всех смыслах уникальный зоопарк.
И жирафы в нем по-прежнему радуют и детей, и взрослых. А начиналось все, как вы помните, с вафель…
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.
Увидимся на канале!