Найти тему
Учительская

Письма Победы

Мы собрали вместе письма, написанные 9 мая 1945 года. Они опубликованы в шести сборниках «Сохрани мои письма…», которые издаются с 2007 года. Многие из них переданы в архив Центра «Холокост» школьниками и учителями. Наработан ценный методический опыт наших коллег-преподавателей по использованию на уроках и лекциях фронтовых писем и дневников.

   Письмо Евсея Гохмана
Письмо Евсея Гохмана

Каждый сборник снабжен именным и географическим указателями, с помощью которых легко найти тексты конкретного автора или письма из интересующего вас региона. При подготовке к уроку, внеклассному мероприятию лучше использовать письма, имеющие отношение к тому субъекту РФ, городу, населенному пункту, где живут школьники.

Так, например, гимназисты Саратова накануне 9 Мая организовали эстафету в социальной сети «ВКонтакте». Старшеклассники записали видео и каждый день в течение недели выкладывали на странице гимназии ролик с чтением письма на фоне кадров кинохроники. Всем желающим было предложено присоединиться к акции: найти в семейном архиве фронтовое письмо своего прадеда, прочитать его, сделать запись и выложить в Сеть. Таким образом, подростки не только прочитали письма из нашего сборника, но и своим примером показали, как важно сохранять семейную историю, знать военное прошлое своей страны, семьи и роль фронта и тыла в достижении Победы.

Поиск и сохранение фронтовых писем оформились в школьный музейный проект в Речицкой школе Почепского района Брянской области, после того как ученики узнали, что в сборнике «Сохрани мои письма…» опубликованы письма их земляков. Учащиеся изучили свои семейные архивы, отправились в местный музей, обратились за помощью к бывшим жителям поселка, живущим ныне в других регионах страны и даже в других странах. Обнаруженные личные свидетельства эпохи не только нашли место в витринах школьного музея, но и на страницах сборника, который активно используется на уроках при изучении истории Великой Отечественной войны и при написании исследовательских работ.

Особое место в нашем сборнике занимают письма с датой «9 мая». О значении Победы для фронтовиков лучше всего говорят строчки, написанные именно в тот памятный день. О чем думали солдаты, какие эмоции переживали, о чем мечтали? Считаем интересным задание на сравнение содержания писем с тем, как этот день отражен в художественных и документальных фильмах, на страницах газет.

В школе Екатеринбурга на основе писем участники театральной студии пишут сценарии и ставят театральные постановки. В этом случае отбираются тексты, близкие по тематике. Выбрать такие письма помогает вступительная статья к каждому сборнику. Эмоциональное проживание истории с помощью личных историй фронтовиков позволяет современным школьникам лучше понять эпоху, ее трагизм, найти смыслы для себя.

Ну и конечно, любой разговор о войне, ее событиях, героических днях и буднях можно проиллюстрировать письмами, что станет бесценным дополнением к сухому тексту учебника.

А теперь предоставим слово тем, кто написал свои письма ровно 83 года назад.

   Евсей ГОХМАН
Евсей ГОХМАН

Старшему сержанту Евсею Гохману, написавшему матери в Москву в День Победы вынесенные в подзаголовок статьи слова «Очень хочу: «Учиться, учиться и учиться», было 23 года. В письме он сообщал, что «с боями прошел часть Румынии и часть Югославии, Венгрию, часть Австрии. Проехал Болгарию с востока на запад». Описать свои чувства в День Победы молодому солдату было очень сложно: «Это нельзя передать словами. Наш лексикон еще слишком беден. Хочется сделать что-то из ряда вон выходящее. В общем, не могу передать всех тех разнообразных чувств, которые сейчас бушуют во мне. Я безмерно рад, даже слишком рад. Моментами кажется, что это происходит не наяву…»

Об уроках истории задумывался в самый счастливый день своей жизни уроженец Ростова-на-Дону, командир танка Т-34 гвардии старший сержант Борис Цозик: «Вереницами они двигаются по дороге. Какой жалкий вид у этих «завоевателей…» Как-то я спросил одного немца: «Зачем пришел к нам?», а он отвечает: «Lin ist soldaten». В 1941 году он, безусловно, кричал: «Я немец! Я ариец!» Теперь же он солдат. Ну что ж, пусть этот солдат-бандит восстановит все, что разрушил, а потом накажет своим внукам и правнукам отрешиться от таких прогулок. В общем, история дала им еще один урок и, должно быть, последний».

Были в Красной армии бойцы с красноречивыми фамилиями. Один из них – участник обороны Москвы и Сталинграда лейтенант Арнольд Учитель. Вот что он писал родителям в г. Фрязино Московской области: «Сейчас будем приступать к организации жизни в мирных условиях, причем это придется делать с самого начала, а это, возможно, еще труднее, чем воевать».

Москвич, младший сержант Лев Городенский сообщал родителям из поверженного Берлина: «Поздравляю вас с Днем Победы. Дорогие родители! Сегодня нам сообщили о том, что война окончилась и день 9 мая объявляется национальным праздником – Днем Победы, считается нерабочим днем. В шутку сказать, будь я Калинин, я бы дал не день отдыха, а целый месяц».

   Лев БЕРЕГОВСКИЙ
Лев БЕРЕГОВСКИЙ

Радиомастер батареи самоходной артиллерии киевлянин Лев Береговский в этот день еще не знал, что станет кандидатом исторических наук, доцентом. Он делился с матерью своими чувствами: «Сегодня самый радостный день – день победы над гитлеровской Германией. Мы четыре года ожидали это радостное известие. Я представляю, что теперь творится в тылу. Мне не верится. Кругом тишина, ни единого выстрела. Ничто не угрожает твоей жизни. За углом здания и на чердаке тебя уже не ждет смерть. …Война окончилась. Просто не верится. Я сам читал газету и слушал приказ, а все равно не верится».

   Эммануил КАЗАКЕВИЧ
Эммануил КАЗАКЕВИЧ

Писатель Эммануил Казакевич, несмотря на очки и отнюдь не спортивную фигуру, стал фронтовым разведчиком. Вот что он писал жене 9 мая, сделав пометку «На Эльбе. В день Победы»: «Естественно, что я сегодня много думал и о тебе, Галечка, и о Жене и Ляле. Вам трудно, очень трудно пришлось. Будем надеяться, что черные дни кончились навсегда. Вспомнил я и о друзьях, погибших в сражениях этой войны или пропавших без вести. <…> Что ж, совесть моя перед ними чиста. Я храбро воевал, и если мне повезло больше, то потому, что пути господни, как написано в старой книге, неисповедимы. Теперь мы, разведчики, оставшись без противника, ждем распоряжений свыше. А душа рвется домой, в ликующую Россию, к вам».

   Яков Попелянский
Яков Попелянский

Будущий знаменитый профессор, автор фундаментальных работ по неврологии, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Евро-Азиатской академии медицинских наук Яков Попелянский делился своими мыслями с невестой и ее родителями: «Какие слова скажут убедительнее даты этого письма?! Написать вам праздничное слово «поздравляю»? Но оно сегодня произносилось сто раз – вам ли произнести его в сто первый? Когда мы снова вернемся в Москву (правда, это будет не так уж скоро), мы по-настоящему в первый раз за 4 года вздохнем полной грудью. Мы встретим ласковые взгляды ваши, милые, до боли милые взгляды любимых очей, мы на радостях будем немножко не­ук­лю­жи, чуть растеряемся в хмеле праздника, и тогда вы убедитесь, к кому обращены первые слова наши, с кем нам праздник – в праздник и радость – в радость.

…Сердца наши с нашими многострадальными друзьями: мамусей моей, моими сестрами и братьями, моими истосковавшимися родными. А еще наши сердца с теми, память о которых не сотрут ни радость победы, ни восторг свободы, ни упоение жизнью. Я не забыл и не забуду, что мое имя Яша и что среди 5 имен таких не нашелся сегодня среди моих родных ни один тезка, который поздравил бы друзей своих с праздником. И если щемяще тяжела боль за 4, если больно за миллионы жертв, как же тогда бесконечно велик праздник пресечения миллионов горестей».

   Страница дневника Эфраима Генкина
Страница дневника Эфраима Генкина

Почти каждое письмо заканчивалось словами «Надеюсь скоро быть дома». И почти везде звучало: «Важно, чтобы началась настоящая жизнь». Этими строчками из фронтового дневника капитана Эфраима Генкина заканчивается описание его состояния после Победы.

Илья АЛЬТМАН, профессор РГГУ, сопредседатель Научно-просветительского центра «Холокост»; Светлана ТИХАНКИНА, кандидат философских наук, руководитель образовательных программ Центра «Холокост»

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц