Мы собрали вместе письма, написанные 9 мая 1945 года. Они опубликованы в шести сборниках «Сохрани мои письма…», которые издаются с 2007 года. Многие из них переданы в архив Центра «Холокост» школьниками и учителями. Наработан ценный методический опыт наших коллег-преподавателей по использованию на уроках и лекциях фронтовых писем и дневников.
Каждый сборник снабжен именным и географическим указателями, с помощью которых легко найти тексты конкретного автора или письма из интересующего вас региона. При подготовке к уроку, внеклассному мероприятию лучше использовать письма, имеющие отношение к тому субъекту РФ, городу, населенному пункту, где живут школьники.
Так, например, гимназисты Саратова накануне 9 Мая организовали эстафету в социальной сети «ВКонтакте». Старшеклассники записали видео и каждый день в течение недели выкладывали на странице гимназии ролик с чтением письма на фоне кадров кинохроники. Всем желающим было предложено присоединиться к акции: найти в семейном архиве фронтовое письмо своего прадеда, прочитать его, сделать запись и выложить в Сеть. Таким образом, подростки не только прочитали письма из нашего сборника, но и своим примером показали, как важно сохранять семейную историю, знать военное прошлое своей страны, семьи и роль фронта и тыла в достижении Победы.
Поиск и сохранение фронтовых писем оформились в школьный музейный проект в Речицкой школе Почепского района Брянской области, после того как ученики узнали, что в сборнике «Сохрани мои письма…» опубликованы письма их земляков. Учащиеся изучили свои семейные архивы, отправились в местный музей, обратились за помощью к бывшим жителям поселка, живущим ныне в других регионах страны и даже в других странах. Обнаруженные личные свидетельства эпохи не только нашли место в витринах школьного музея, но и на страницах сборника, который активно используется на уроках при изучении истории Великой Отечественной войны и при написании исследовательских работ.
Особое место в нашем сборнике занимают письма с датой «9 мая». О значении Победы для фронтовиков лучше всего говорят строчки, написанные именно в тот памятный день. О чем думали солдаты, какие эмоции переживали, о чем мечтали? Считаем интересным задание на сравнение содержания писем с тем, как этот день отражен в художественных и документальных фильмах, на страницах газет.
В школе Екатеринбурга на основе писем участники театральной студии пишут сценарии и ставят театральные постановки. В этом случае отбираются тексты, близкие по тематике. Выбрать такие письма помогает вступительная статья к каждому сборнику. Эмоциональное проживание истории с помощью личных историй фронтовиков позволяет современным школьникам лучше понять эпоху, ее трагизм, найти смыслы для себя.
Ну и конечно, любой разговор о войне, ее событиях, героических днях и буднях можно проиллюстрировать письмами, что станет бесценным дополнением к сухому тексту учебника.
А теперь предоставим слово тем, кто написал свои письма ровно 83 года назад.
Старшему сержанту Евсею Гохману, написавшему матери в Москву в День Победы вынесенные в подзаголовок статьи слова «Очень хочу: «Учиться, учиться и учиться», было 23 года. В письме он сообщал, что «с боями прошел часть Румынии и часть Югославии, Венгрию, часть Австрии. Проехал Болгарию с востока на запад». Описать свои чувства в День Победы молодому солдату было очень сложно: «Это нельзя передать словами. Наш лексикон еще слишком беден. Хочется сделать что-то из ряда вон выходящее. В общем, не могу передать всех тех разнообразных чувств, которые сейчас бушуют во мне. Я безмерно рад, даже слишком рад. Моментами кажется, что это происходит не наяву…»
Об уроках истории задумывался в самый счастливый день своей жизни уроженец Ростова-на-Дону, командир танка Т-34 гвардии старший сержант Борис Цозик: «Вереницами они двигаются по дороге. Какой жалкий вид у этих «завоевателей…» Как-то я спросил одного немца: «Зачем пришел к нам?», а он отвечает: «Lin ist soldaten». В 1941 году он, безусловно, кричал: «Я немец! Я ариец!» Теперь же он солдат. Ну что ж, пусть этот солдат-бандит восстановит все, что разрушил, а потом накажет своим внукам и правнукам отрешиться от таких прогулок. В общем, история дала им еще один урок и, должно быть, последний».
Были в Красной армии бойцы с красноречивыми фамилиями. Один из них – участник обороны Москвы и Сталинграда лейтенант Арнольд Учитель. Вот что он писал родителям в г. Фрязино Московской области: «Сейчас будем приступать к организации жизни в мирных условиях, причем это придется делать с самого начала, а это, возможно, еще труднее, чем воевать».
Москвич, младший сержант Лев Городенский сообщал родителям из поверженного Берлина: «Поздравляю вас с Днем Победы. Дорогие родители! Сегодня нам сообщили о том, что война окончилась и день 9 мая объявляется национальным праздником – Днем Победы, считается нерабочим днем. В шутку сказать, будь я Калинин, я бы дал не день отдыха, а целый месяц».
Радиомастер батареи самоходной артиллерии киевлянин Лев Береговский в этот день еще не знал, что станет кандидатом исторических наук, доцентом. Он делился с матерью своими чувствами: «Сегодня самый радостный день – день победы над гитлеровской Германией. Мы четыре года ожидали это радостное известие. Я представляю, что теперь творится в тылу. Мне не верится. Кругом тишина, ни единого выстрела. Ничто не угрожает твоей жизни. За углом здания и на чердаке тебя уже не ждет смерть. …Война окончилась. Просто не верится. Я сам читал газету и слушал приказ, а все равно не верится».
Писатель Эммануил Казакевич, несмотря на очки и отнюдь не спортивную фигуру, стал фронтовым разведчиком. Вот что он писал жене 9 мая, сделав пометку «На Эльбе. В день Победы»: «Естественно, что я сегодня много думал и о тебе, Галечка, и о Жене и Ляле. Вам трудно, очень трудно пришлось. Будем надеяться, что черные дни кончились навсегда. Вспомнил я и о друзьях, погибших в сражениях этой войны или пропавших без вести. <…> Что ж, совесть моя перед ними чиста. Я храбро воевал, и если мне повезло больше, то потому, что пути господни, как написано в старой книге, неисповедимы. Теперь мы, разведчики, оставшись без противника, ждем распоряжений свыше. А душа рвется домой, в ликующую Россию, к вам».
Будущий знаменитый профессор, автор фундаментальных работ по неврологии, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Евро-Азиатской академии медицинских наук Яков Попелянский делился своими мыслями с невестой и ее родителями: «Какие слова скажут убедительнее даты этого письма?! Написать вам праздничное слово «поздравляю»? Но оно сегодня произносилось сто раз – вам ли произнести его в сто первый? Когда мы снова вернемся в Москву (правда, это будет не так уж скоро), мы по-настоящему в первый раз за 4 года вздохнем полной грудью. Мы встретим ласковые взгляды ваши, милые, до боли милые взгляды любимых очей, мы на радостях будем немножко неуклюжи, чуть растеряемся в хмеле праздника, и тогда вы убедитесь, к кому обращены первые слова наши, с кем нам праздник – в праздник и радость – в радость.
…Сердца наши с нашими многострадальными друзьями: мамусей моей, моими сестрами и братьями, моими истосковавшимися родными. А еще наши сердца с теми, память о которых не сотрут ни радость победы, ни восторг свободы, ни упоение жизнью. Я не забыл и не забуду, что мое имя Яша и что среди 5 имен таких не нашелся сегодня среди моих родных ни один тезка, который поздравил бы друзей своих с праздником. И если щемяще тяжела боль за 4, если больно за миллионы жертв, как же тогда бесконечно велик праздник пресечения миллионов горестей».
Почти каждое письмо заканчивалось словами «Надеюсь скоро быть дома». И почти везде звучало: «Важно, чтобы началась настоящая жизнь». Этими строчками из фронтового дневника капитана Эфраима Генкина заканчивается описание его состояния после Победы.
Илья АЛЬТМАН, профессор РГГУ, сопредседатель Научно-просветительского центра «Холокост»; Светлана ТИХАНКИНА, кандидат философских наук, руководитель образовательных программ Центра «Холокост»
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».