В год столетия пионерии интерес к детским общественным организациям заметно возрос. К тому же реализация проекта «Навигаторы детства» позволила в части регионов создать дополнительные условия для их деятельности. Вот только, несмотря на такое пристальное, казалось бы, внимание к детским организациям, очень часто педагогам бывает сложно направить их деятельность в нужное русло, увязав как-то все это со школьной программой воспитания. К сожалению, такая проблема встречается очень часто.
Детские общественные организации, созданные на базе образовательных организаций, отличаются большим разнообразием форм и моделей. Однако хоть они и находятся в муниципальном, региональном или федеральном учреждении, их характерной чертой является объективная автономность по отношению к государственной системе образования, они, по сути, не имеют ведомственного подчинения. В общественном аспекте такие организации самодеятельны, минимально зависят от внешних органов управления, сами вправе изменять свои состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов.
Конечно, в идеале так и должно быть. С одной стороны, дети должны иметь возможность выбора и самостоятельного принятия решений. С другой – их вожатый является штатным сотрудником школы, и его сложно назвать лицом, не зависящим от системы образования. Как выстроить работу таким образом, чтобы не пострадали ничьи интересы? Как спланировать работу детской организации, чтобы она не стала пятым колесом в системе воспитательной работы школы, а органично дополняла эту самую систему?
На мой взгляд, это не так уж сложно сделать. Ведь система воспитательной работы как всей школы, так и отдельно взятой детской организации направлена на формирование позитивного социального опыта растущего человека, его гражданское становление. В этом и заключается социально-педагогическая сущность детского общественного движения.
Поэтому достаточно спланировать работу детской организации так, чтобы не мешать школе выполнять свою функцию и в то же время сохранить собственную идентичность, свою корпоративность и самостоятельность. Но именно при планировании возникают разногласия и непонимание сторонами друг друга.
Мне кажется, оптимальным решением в данном вопросе станет движение в трех направлениях.
Первое направление – «Делаем для себя».
В любой организации должны быть свои корпоративные мероприятия, своя корпоративная культура. Детская организация не является исключением. Это не значит, что она является закрытой структурой, но некоторые моменты деятельности должны быть доступны лишь ее членам. Например, только их приглашают на общий сбор, никто, кроме них, не может принимать решения, касающиеся выборов своего командира, представления кого-то из ребят к наградам или просто приема в организацию новичков.
Про новичков надо сказать особо. Когда в организации появляются новые ребята, необходимо сплотить их, сделать частью коллектива. Есть множество игр, в которых дети научатся помогать друг другу, совместно принимать решения, брать на себя ответственность. Их должны организовывать ребята постарше, которые уже многому научились и теперь передают опыт новичкам.
Еще одна из форм деятельности внутри организации – туристские походы. Это замечательная возможность активного отдыха с элементами изучения родного края и получением навыков самообслуживания. И конечно, возможность посидеть вечером у костра, поговорить по душам. Этого детям очень часто не хватает. А ведь за социально значимой деятельностью организации, будь то сбор макулатуры или помощь пожилым людям, нельзя забывать об интересах самих детей, их потребности в общении, творчестве, самореализации. Любые самые активные юные экологи или вожатые из числа школьников тоже хотят и кино посмотреть, и на дискотеке потанцевать, и иногда просто поговорить по душам. Поэтому подобная деятельность внутри организации обязательно должна быть предусмотрена. Если она будет интересной и привлекательной, отбоя от желающих вступить в члены этого коллектива не будет. А уж если их корпоративная культура включает в себя собственную узнаваемую окружающими символику (которую еще надо заслужить!), то статус и авторитет такой организации будут очень высокими.
Второе направление – «Делаем для школы».
Вот здесь уже вожатый как педагог должен суметь объяснить детям, почему важно заботиться о своей альма-матер. Ведь детская организация базируется в школе, здесь располагается ее штаб-квартира, при проведении торжественных мероприятий ее члены пользуются актовым залом, а при проведении спортивных соревнований – школьным инвентарем и спортзалом. Поэтому все должны бережно относиться ко всему этому и со своей стороны помогать школе.
Во многом это касается ежегодных традиционных дел. Например, торжественную линейку 1 Сентября, концерт на День учителя или новогодний огонек под силу провести ребятам из детской организации школы. Тем более что это, как правило, самые активные и наиболее социализированные дети. В феврале, когда во всех школах проходит месячник оборонно-массовой работы, ребята во главе со своим вожатым тоже могут провести мероприятия, посвященные Дню юного героя-антифашиста, организовать игру «Зарница». Важную роль здесь должна сыграть администрация школы, которая может обратиться к совету организации или даже к общему сбору с просьбой взять на себя вопросы, касающиеся этих традиционных школьных дел. Так педагоги подчеркнут важность и серьезность детского объединения, сработают на укрепление его положительного имиджа и, что немаловажно, привьют детям чувство ответственности. Ведь, согласитесь, мало кто захочет подвести директора школы или его заместителя, не выполнив их просьбу.
Но детская организация может взять на себя не только проведение праздников. Она вполне способна провести мероприятия по озеленению школы или убрать снег на школьном дворе, причем даже сделав все это в форме соревнования. И школе польза, и ребята к труду приучаются.
Третье направление – «Делаем для всех».
Главная цель организации – создание условий для всестороннего развития ученика в различных сферах общественной жизни. Реализация данной цели, как правило, происходит посредством включения членов организации в реальную социально значимую деятельность. Главное, чтобы она носила общественно важный характер и создавала условия для включения каждого из ребят в реальные отношения, способствуя оптимизации процесса их социализации.
В эту деятельность детская организация может и должна вовлекать всех учащихся школы. Если речь идет о сборе корма для бездомных животных, необходимо обязательно рассказать об этом всем школьникам. Уверен, никто не откажется принять участие в помощи тем, кого бросили люди. То же самое касается сбора макулатуры или использованных батареек. Можно выехать на субботник для приведения в порядок воинского захоронения времен войны, оказать помощь лесничеству в посадке леса, ветеранам, ребятам из детских домов или приютов. И не стоит забывать про общеизвестные формы работы: изготовление и развешивание кормушек, уборка мусора в лесу или по берегам рек и многое другое.
Казалось бы, как это все увязать с планом воспитательной работы школы? Да очень просто. Акция с развешиванием на улицах города или в городском парке кормушек для птиц может стать общешкольной, сбор макулатуры можно организовать с охватом соседних со школой домов и кварталов. Детская организация решает при этом организационные вопросы: распределение мест развешивания кормушек, проведение по классам разъяснительных бесед, а заодно и сбор информации, в каких еще добрых делах нуждаются люди и окружающая среда.
А в плане работы школы может быть отмечен месячник тимуровской работы, посвященной писателю Аркадию Гайдару, или общешкольный сбор макулатуры, ответственным за проведение которого назначается совет детской организации. Ведь школа заинтересована в формировании позитивного социального опыта детей, вот она и делает добрые дела вместе с детской организацией.
Олег КАМАКИН, заместитель директора Центра детского творчества, учитель обществознания школы №3, Ноябрьск, ЯНАО
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».