Саша Шевцов проживал в полуподвальной комнате в одном из деревянных двухэтажных домов на Палихе. Мрачные ворота в каменном проёме вели в Московский немощёный двор, улитый помоями. Во дворе стояло ещё два или три таких же рубленых дома. Наш поэт жил в семье старшего брата. В первый свой визит к нему я не застал его дома. За годы моего отсутствия в Москве он поступил на Литературный. Стихи его уже были изданы в небольшой тонкой книжечке (Голос). Саша сильно повзрослел, но его лучистые серые глаза выражали радость от встречи со мной. Долго гуляя по московским улицам он живо интересовался Дальним Востоком, а я мог часами рассказывать о нём. Все эпизоды моей жизни там вызывали у него неподдельный интерес.
Только в 1931 году мы вместе с ним были на практике в тайге, прокладывая нивелирами путь от Хабаровска к Совгавани. Уже тогда тайга ему запомнилась навсегда. Вспоминая мельчайшие подробности своего пребывания в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и Кангаузе, мы переживали снова и снова:
В течение нескольких дней бродили мы с Сашей по вечерней Москве, испытывая беспричинную радость и веселье от молодости. В один из таких вечеров зашли к его приятелю, тоже поэту, сестра которого была по видимому увлечена Сашей и его стихами и тоже начала писать стихотворные строки. Состоялся вечер импровизированных стихов. Каждый с большим чувством читал свои творения. Мне оставалось быть только благодарным слушателем, сам даже и не помышлял о творчестве в этом русле. Этот вечер продолжался до поздней ночи. Прихваченные с собой запасы лёгкого спиртного были как-то незаметно выпиты. Поэтесса от нас не отставала. Чесночная рубцовая, так называемая еврейская колбаса, очень дешёвая, была лучшей закуской! Возбуждённые, перебивая друг друга, мы повторяли особенно понравившиеся четверостишья. Этот удивительный вечер в комнате трёхэтажного дома на Палихе остался одним из самых сильных моих воспоминаний!
Молодой Саша со своими лучистыми глазами и широкой улыбкой доброго товарища, с которым я провёл около четырёх лет своей юности и молодости остался навеки у меня в памяти! Разве мог я тогда представить, что мой хороший друг и поэт Саша Шевцов, участник Первого Всесоюзного съезда советских писателей, среди которых были Маргарита Алигер, Евгений Долматовский, Сергей Михалков..., Александр Михайлович Шевцов, будет сослан на Колыму на прииск Нечаянный.
В 1935 году Шевцов был арестован, находился в тюрьме. Затем отправлен в лагерь на Колыму, где 23 апреля 1938 года на заседании «тройки» при НКВД по Дальстрою был обвинён в контрреволюционной троцкистской деятельности и приговорён к расстрелу.
20 мая 1938 года Александр Шевцов был расстрелян в возрасте 24 лет.
Страна впала в страшное время репрессий. Многие погибли, как и ты. Тысячи были реабилитированы, но ни жизней, ни здоровья было уже не вернуть!
Удивительная и страшная пора становления моей Родины сопровождалась неоправданной жестокостью к честным людям, в том числе и к тебе, Саша, мой покойный друг и ныне признанный поэт - Александр Михайлович Шевцов.
Продолжение следует...
Если Вам интересно было читать, пишите комменты и ставьте лайки!!! Буду рад видеть Вас на своем канале!!! 😀
ИНТЕРЕСНОЕ НА КАНАЛЕ:
Купила баба дачу!
Злополучный дачный забор - вечный вопрос! Быть или не быть!?
Выбор косилки - бензин или 220V
Моя ирония судьбы или с легким паром
365 дней на китайском автомобиле FAW X80. Отзыв владельца
Восторги и слезы про Лифан Х 60
Видео на канале:
Лесной патруль
Кошка+цыпленок= аля дружбаКошачий футбол
Дачные кошки-мышки. Счастливый побег
Воспоминания моего деда можно прочитать здесь