Северные спартанцы, как иногда называют чукчей исследователи их жизни и быта, начинали обучать своих сыновей премудростям выживания в непростых природных условиях с шестилетнего возраста.
Выковывая стоический характер, тренируя ловкость, внимательность и силу, они сызмальства воспитывали мальчишек воинами, которые в будущем должны были не только защищать свой дом, но и стать искусными добытчиками.
Стрельба в сыновей
Чтобы проверить насколько усидчивыми были ученики во время учёбы, чукотские отцы устраивали сыновьям «экзамены». Самый главный из них выявлял степень концентрации отрока при выполнении какого-либо задания. Суть испытания заключалась в следующем: чукча-отец посылал сына в тундру с определённой миссией, а сам незаметно отправлялся за ним. Но делал это он не для того, чтобы наблюдать за ходом и способом осуществления поручения, а с целью контроля бдительности сына.
Дождавшись момента, когда будущий воин садился отдохнуть, отец из укрытия выпускал ему в спину стрелу из лука. Тот, кто успевал среагировать на опасность и увернуться от летевшего в его сторону метательного снаряда, мог с гордостью именоваться мужчиной.
Но бывали случаи, когда сыновья не проявляли должной внимательности и, превратившись в мишень, получали рану в спину. Выжить после этого повреждения им помогало только то, что наконечники стрел на экзаменах глава семейства не смазывал ядом. После позорного возвращения в посёлок, такой горе-боец продолжал обучение до тех пор, пока не начинал чувствовать опасность почти на интуитивном уровне.
Испытания
Прежде чем отправиться на исполнение финального задания чукотские мальчишки должны были освоить массу важных навыков, совершенствуя свою физическую подготовку.
Развивать мышечную силу им помогала игра в футбол, где в качестве мяча выступал «свёрток» из оленьей шкуры, а также местная борьба на скользких моржовых шкурах или льду.
Выработке выносливости юнцов способствовал бег за оленьими упряжками с привязанными к ногам камнями.
Спать мальчишкам с 6-летнетнего возраста полагалось только стоя, опёршись на ярангу. Но даже в таком положении они не имели право на полноценный, глубокий сон, поскольку обязаны были проявлять чуткость и молниеносную реакцию на любые звуки и запахи. Чтобы натренировать этот рефлекс, отцы подкрадывались к спящим сыновьям с тлеющей палкой или раскалённым наконечником металла и, маяча перед их лицом, проверяли, насколько быстро очнётся ото сна их чадо.
Лучники
С этого же возраста чукчи начинали приобщать своих мальчишек к луку — мощнейшему оружию этого малого народа, при помощи которого они наводили ужас на своих врагов, защищались и завоёвывали новые территории.
Чукчи владели луком виртуозно, они умудрялись пускать стрелы точно в цель на бегу, с разворота, при падении и даже на плаву, учитывая, что для натяжения тетивы надо было иметь немалую силу и навык.
Исследователь боевых искусств народов Русского Севера, Сергей Павлухин, отмечал, что некий этнограф смог натянуть одну из разновидностей чукотского лука лишь упёршись ногой в дугу и взявшись двумя руками за тетиву, в то время как местные богатыри делали это при помощи всего двух пальцев.
Это метательное оружие, в XVII веке активно использовавшееся охотниками Чукотки, делилось в зависимости от размера на три вида: малые, едва доходившие до метра, средние, имевшие длину 120–170 см, большие – их габариты превышали 2 м.
Наибольшей популярностью пользовались средние луки, изготовленные сложным образом из двух пород древесины – лиственницы и берёзы. Подобные сдвоенные луки склеивались при помощи рыбьего клея, который не только скреплял детали, но и придавал им дополнительную упругость.
Для повышения прочности оружие обматывалось тюленьими сухожилиями или берестой, а в центр, где находился перехват, приматывался при помощи ремня олений рог. Тетивой служили вырезанные из кожи тюленя полоски.
В колчанах чукчей, которые они для удобства носили на спине, имелись разнообразные стрелы на все случаи жизни. В зависимости от ситуации охотники и воины делали выбор в пользу стрел с разным оперением, толщиной и формой наконечника, ведь от этих параметров зависела убойная сила и дальность полёта «снаряда».
Меткость своих выстрелов чукчи «подкрепляли» ядом, который они наносили на сделанный из клыка, кости или камня наконечник стрелы. В качестве отравы они применяли корень росшего в тундре лютика, зелье из которого, попадая в рану, вызывало скорую смерть.
Снайперское искусство
О том, насколько опасным оружием представлялся лук в руках бесстрашных чукчей, свидетельствуют донесения XVIII века, когда организовывались экспедиции на Чукотку. Первыми испытали на себе его силу члены отряда Афанасия Шестакова, которые 14 марта 1730 года встретились с чукотскими лучниками на берегу реки Эгаче. В результате схватки от смертельных ран, нанесённых стрелами, погибли 29 участников похода, а вместе с ними и руководитель Шестаков.
Спустя 17 лет, ровно в тот же самый день 14 марта, от стрелы, вонзившейся в глаз, пал в бою другой неудачливый русский покоритель Чукотки – майор Павлуцкий.
Неудивительно, что во время Великой Отечественной войны в рядах вооруженных сил СССР служило немалое число превосходных снайперов-чукч.