Найти тему
Михаил Ткаченко

Религии ч.2.

Нас интересует именно этот аспект (функциональный) и, для наших целей, сравнения влияния религий на социум этого будет достаточно.

Функции и задачи религии.

1. Интегрирующе - дезинтегрирующая функция.

Под знаменем религии люди объединяются (интегрируются). И под ним же они самоидентифицируются, отделяются от «других, иных».

2. Мировоззренческая функция.

Религия, наряду с мифологией, философией и наукой, представляет собой отдельную форму мировоззрения, то есть совокупность взглядов на мир, на место в нём человека, на взаимоотношения людей друг с другом.

3. Аксиологическая (ценностная) функция. В религиозной философии чётко расставляются акценты, всегда подчёркивается, что хорошо, должно и нужно человеку, в чём его истинная цель и предназначение, а что – плохо, второстепенно, отвлекает и заставляет «разбрасываться по мелочам».

4. Нормативная (регулятивная) функция. Любая религия вырабатывает систему норм – правил поведения, основанных на заповедях и идеалах этого учения. Нормы определяют границы дозволенного в поведении человека, а также регулируют взаимоотношения между людьми.

5. Компенсаторная функция состоит в том, что религия может восполнять некие «пробелы» в человеческой жизни, компенсировать нехватку чего-либо.

6. Агитационно-разлегитимизирующая функция религии связана с властью. Она состоит в том, что религия может дискредитировать существующий строй и общественные порядки как несправедливые, неугодные Богу, безбожные; призывать к их свержению; выступать идеологией революции, восстания, перемен; призывать к утверждению новых принципов жизни.

7. Легитимизирующая функция, наоборот, узаконивающая. Она заключается в том, что религия может оправдывать общественные отношения силой божественного авторитета, поддерживать существующую власть и выступать её идеологией.

Тем самым религия выполняет стратегическую синхронизирующую роль. Социум понимает и принимает вызовы единообразно, реагируя слаженно и с максимальным быстродействием.

Вернемся к возникновению "новых" материалистических религий. В первую очередь под ними подразумевают т.н. "идеологии".

ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей.

Постепенно термин совершенно сменил свое значение, на нечто очень напоминающее определение религий, только легитимизированным через научность. Интересно, что этими «научными» теориями оказались либерализм и материалистический марксизм.

Таким образом, религии оказались разделенными на научные (атеистические) и ненаучные (теистические), правильные и неправильные, с общепринятой (?) точки зрения.

Здесь не мешает вспомнить происхождение термина "идеология" и пренебрежительное отношение к означенному предмету Маркса. Получается, эти теории выведены за разряд религий из каких-то соображений, нам неизвестных, искусственно и, может быть, предвзято? А давайте отвлечемся от их так и не доказанной исключительности и рассмотрим в общем ряду как функционально соответствующих определению и посмотрим, что получится.

Теперь совсем коротко для тех, кому близки аналогии с компьютером.

Если представить, что мировоззрение это операционная система в нашей голове, то религия будет диском дистрибутива этой ОС. То есть именно при его помощи ОС устанавливается и поддерживается.

Итак, основные по влиянию на социум религии нашего общества и нашего времени:

1. Христианство (и «наш», российский, ислам, в данном подходе равнозначен)

2. Либерализм

3. Левые идеи материалистической справедливости.

Именно в таком порядке. Почему - увидим чуть позже.