Я понимаю Президента Белоруссии Александра Г. Лукашенко и искренне ему сочувствую. В слишком сложной ситуации находится сегодня его страна. Наверное, не только мне одному очевидны его попытки не дать втянуть республику в войну и при этом сохранить крепкие отношения с Россией. До кризиса 2020-2021 годов он на всю, как говорится, катушку использовал свой статус единственного союзника России, порою забывая, что Россия, по сути, так же является единственным союзником Беларуси. Массовые протесты, начавшиеся в августе 2020 года, расставили всё по местам.
Диапазон политической риторики Александра Григорьевича настолько широк и причудлив, что порою диву даёшься, как этот человек может совмещать столько противоречий в своих выступлениях, сделанных в короткие сроки, сохраняя при этом своё политическое лицо. Вот и недавно, в своём интервью западным СМИ белорусский лидер заявил, что белорусская армия может вступить в боевые действия на территории Украины только в случае, если коллективный Запад попробует расчленить страну и отделить её западную часть. Мол, Польша уже давно вынашивает планы по отделению запада Украины от остальной территории и присоединения к польским землям. «В случае, если Варшава и дальше будет проводить политику расчленения Украины, то белорусы будут защищать границы Украины вместе с русскими и украинцами». Сигнал даже расшифровывать не надо. Россия должна понимать, что Беларусь готова вступить в войну, но на определённых условиях, Украина должна быть сегодня спокойна относительно угроз со стороны белорусской границы, а Запад должен понимать, что Лукашенко будет сохранять нейтралитет как можно дольше. Понятно, что белорусский лидер встревожен сложившей обстановкой на фронтах. Его расчёт на молниеносное и победное завершение специальной операции не оправдался. Ещё не так давно (по-моему, в начале апреля?), Александр Григорьевич голосом полным героической патетики заявлял, что белорусская армия готова плечом к плечу сражаться с россиянами против неонацизма, а сегодня он вынужден вновь включить своё умение лавировать между интересами Запада и неким давлением России. Такая ситуация могла бы кого угодно загнать в тупик, но только не Батьку. «Я не настолько погружен в эту проблему, чтобы говорить, идет ли она (спецоперация) по плану, как говорят русские, или как я ощущаю. Я хочу еще раз подчеркнуть, что я полагаю, что операция затянулась», — сказал белорусский Президент в интервью агентству Associated Press. И это не просто слова. Это – явная неуверенность Александра Григорьевича в исходе противостояния России и Запада. Нет, Лукашенко нельзя обвинить в том, что он ищет пути сближения с нашими противниками. Батька даже подчеркнул, что не сомневается в победе российской армии в спецоперации на Украине, но всё же попытка дистанцироваться от России налицо.
Возвращаясь к вопросу, приведённому в заглавии, хочу высказать своё мнение, абсолютно не стремясь его навязывать: Александр Григорьевич «не переобулся». У него это просто-напросто не получится. Коллективный Запад не примет Белоруссию Лукашенко ни при каких обстоятельствах. И Батька это хорошо понимает. Другое дело, что Беларусь по-прежнему рассматривается этим самым Западом, как важнейший объект своего влияния и никогда не откажется от попыток расшатать там обстановку. Западу не нужна нейтральная Белоруссия. Западу нужна Белоруссия как потенциальный очаг напряжённости. Им нужна пылающая Беларусь.
С уважением,
Н.Н.
Повести и рассказы Николая Шамрина опубликованы на портале "Литрес.ру" https://www.litres.ru/