Найти тему
Версия

Бес пены. Часть 2

Как обещали ранее, предлагаем ознакомиться с мнениями непосредственных участников рынка, пивоваров, людей, задействованных в производстве хмельных (и сопутствующих им, как, например, лимонады или сидры) напитков. Они не в первый (и надеемся, не в последний) раз авторитетно и компетентно комментируют происходящее в интересующей нас сфере.

   Бес пены. Часть 2
Бес пены. Часть 2

Вкратце напомним, о чем шла речь в первой части статьи. Мы вновь обратили внимание читателей на бюрократическую зарегулированность отрасли, отсутствие льготного кредитования для малых пивоваренных производств, так и не введенного отдельного регулирования пива, как хозяйственной отрасли, неотмененный запрет на дистанционную продажу пива. Ещё поговорили о закрытии «разливаек» на первых этажах жилых зданий в ряде регионов, отметили беспокойство пивоваров грядущим введением маркировки на пиво, обозначили существенные моменты, связанные с подорожанием сырья, используемого в пивоварении, из-за вводимых санкций и о многом другом. А также попытались спрогнозировать развитие ситуации в пивоваренной отрасли РФ (и в ее крафтовом сегменте) в дальнейшем.

Актуальный прогноз мы приберегли на конец статьи, а тем временем в российском пивоварении происходит следующее: из-за сбоев в системе ЕГАИС в начале мая 2022 года начали останавливаться некоторые российские крупные пивные заводы, производители подняли цены на пиво, а хмелеводы просят Минсельхоз принять на уровне государства программу помощи в выращивании данной культуры.

Известный пивовар ID Jons Brewery, блогер, Александр Иджон (www.beerbottle.ru) любезно дал следующие комментарии к нашему исследованию: «Что касаемо сырья, то основная проблема сегодня - хмель. Он на 99% импортный. В лучшем случае, просто неслабо вырастет его цена (уже выросла). В худшем, мы лишимся американских, новозеландских и австралийских хмелевых сортов, которые используют крафтовые пивовары. Думать о том, что мы останемся без европейского хмеля, совсем не хочется, так как такой нюанс приведёт к полной остановке производства».

По поводу логистики и поставок Иджон подтверждает, что «сейчас активно ищутся новые каналы поставок. Но те, кто «оптимистично» заявляют: «Ну и что, будем через Китай или Казахстан возить…», - просто не понимают (или делают вид, что не понимают – авт.) принцип работы логистики. Как хмель должен попасть в Казахстан? Через Китай?! Хорошо! Возьмите глобус и проследите путь хмеля из Германии - в Китай, в обход РФ. Его повезут по морю, так как основными поставками являются контейнерные перевозки (которые очень существенно подорожали с начала марта 2022 года – авт.). Соответственно, такое положение вещей, несомненно, скажется на цене пива. Опять же, сейчас все работают только по предоплате. То есть, перед нами «нарисовывается» ещё один пункт к подорожанию. Из-за сложностей с логистикой сырьё приходится брать с запасом, ибо могут быть перебои. Значит, приплюсовываем сюда ещё и «замороженные» деньги».

По поводу ассортимента Александр высказывается так: «С рынка уходят крупные игроки, почти весь импорт и часть лицензии. Крупные передают или продают свой бизнес, то есть, сами заводы продолжат работать, но выпускать будут в основном отечественные марки. Для отдельных персонажей - место импорта, конечно, частично займёт российское пиво. Но мне сложно представить человека, который был поклонником Пауланера, а потом вдруг резко перешёл на «……ское». Да, крафтовые пивоварни, наверное, смогут что-то заменить (Гиннесс, что-то из Бельгии, стауты и т.д.). Но далеко не всё! И это будет именно замена» (с возможной переориентацией на доступное локальное сырье для производства лимонадов, сидров и пр. – авт.).

В целом, Иджон очень аккуратен в своих прогнозах развития ситуации. По его мнению, «пока сложно предугадать или спрогнозировать что-то дальше одной или двух недель. Одно понятно точно - ассортимент на полке сузится сильно. Цены продолжат расти. Качество - кто варил качественное пиво, так и будет варить качественно. Кто «бодяжил» пивные «шмурдяки» - им не поможет уже ничего. Радоваться тому, что уходят пивные мейджоры (Carlsberg, Heineken, продает часть своей доли AB Inbev Efes – авт.), не стоит. Пивгиганты - это новые технологии, новые разработки и качественное (именно качественное) пиво по небольшой цене (как бы кто к нему не относился). 60% потребителей выбирает их. Но если не будет конкуренции, то региональные заводы не замедлят поднять цены и от этой ситуации уже не выиграет никто…».

Известный читателям «Нашей Версии» бизнесмен, совладелец пивоварен «Варяг» и «Труэль» , член профильного комитета ОПОРЫ России - Павел Ольшанский также поделился свои видением нынешней ситуации в российском пивоварении:

«Когда рассказываешь о своём деле, о своей пивоварне, очень хочется говорить только о лучших сортах, новинках, делиться секретами и хвастаться достижениями.

Но сегодня такой рассказ будет выглядеть странно. К сожалению, к проблемам, которые были раньше (в том числе, связанными с эпидемией ковида), теперь добавятся дефицит сырья, рост цен на хмель, солод, дрожжи, плодово-ягодное сырье, соки, специи, упаковку и полиграфию. Общее снижение покупательской активности (как и инфляция – авт.) нас также не обойдут стороной.

Только начинающий развиваться разнообразный крафтовый российский рынок, может реально оказаться на грани исчезновения. Я имею в виду закрытие локальных микропивоварен, как наша, потому что, помимо прочего, административные задачи, стоящие перед нами, сравнимы по объемам с теми, которые решают пивгиганты».

«К примеру, наше предприятие в год получает до 40 различных запросов и требований от Налоговой службы, ФАС, РАР и так далее», – разъясняет Павел. – «Иногда нас просят предоставить документы на самые неожиданные требования. Вот цитата из требования, которое мы получали дважды (!): «Акт, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг) непосредственно в космическом пространстве». Второе требование поступило уже после того, как мы ответили, что наша организация не производит работы в космическом пространстве. Но не ответить даже на самое нелепое требование, мы не можем. Такое карается штрафом! При этом, чиновникам за такие (мягко говоря, странные) требования и проявляемую «смекалку» никаких наказаний почему-то не предусмотрено.

Штат бухгалтерии крупного пивного производства позволяет без ущерба отбивать такие «подачи», но мы вынуждены «бросать все» и тратить время на составление ответов, ведь если вовремя не ответить (как мы сказали выше) – штраф! Ольшанский уверен, что многие помнят предновогоднее обновление системы подачи отчетов и внесения информации в ФРАП. Оно задержало выпуск новых сортов минимум на 2 недели! При этом бухгалтер был постоянно занят изучением новых инструкций и требований, а отдел маркетинга был вынужден менять всю политику продвижения, ведь вряд ли кого-то привлечёт новогодняя этикетка в середине января 2022 года!!!».

Финансовая сторона также серьезно беспокоит Павла: «Во-первых, акцизы у микропивоварен такие же, как и у крупных производителей. При этом все комплектующие стоят значительно дороже, чем у крупного бизнеса. Например, этикетка на банку для нас раньше стоила 3-5 рублей, сейчас 8-10 рублей. Крупному бизнесу такая же этикетка обходится в районе 1 рубля.

Во-вторых, отправка требований, запросов и отчетов - это стоимость дополнительного рабочего времени бухгалтерии и руководителя.

В-третьих, доставка из расчета на литр у микропивоварен значительно дороже, чем у крупных пивоварен. У нас 8,5 рублей на литр, при учете, что машина загружена на 100% и так далее.

В-четвертых, некоторые меры, озвученные правительством, а именно, по поводу отмены проверок - очень хорошо. Но, в целом, никак не решают проблему. Я бы даже сказал, что такое заявление толкает бизнес в серую зону. На мой взгляд, проблему развития малого пивоваренного бизнеса мог бы решить дифференцированный акциз и возможность использования упрощенной системы налогообложения. Вместо этого пивоварам светят дополнительные «плюшки» в виде маркировки пива, которая будет ложиться дополнительной административной и финансовой нагрузкой на пивоварни.

И, конечно, сейчас нам потребуется сосредоточиться на пересмотре всей своей рецептуры. Пока мы еще находимся «на инерции» и старых больших закупках, но постепенно начинаем экспериментировать с доступным сырьем. Кто знает, может кому-то удастся вывести «Российский мозаик», а кто-то даже сварит лучший в мире Russian IPA - время покажет…».

Подытоживая, скажу несколько парадоксальную вещь. Очевидно, что в нынешних условиях первый этап пресловутой «русской крафтовой революции» закончился. Ее пик пришелся на 2015-2018 года и сейчас идет на спад. Количество российских локальных крафтовых пивоварен (ныне насчитывающее примерно 1300-1400 предприятий), уменьшится, как и предлагаемый ими ассортимент. Их продукция подорожает. Однако, среди нее могут появиться весьма неожиданные сорта и рецепты. Какие манго и гуавы, ребята?! Это будет непозволительной роскошью! Так «маракуйю», что нас ждут чудесные напитки, вроде лагеров из семечек румяного подсолнуха и осинового лыка, кисляков из березовых почек, черемши и смолистых сосновых шишек, комбучи из чаги – славные напитки, овеянные влажными росами туманов, насыщенными красками закатов и безудержной романтикой тайги! Богатые маслами кедровые орешки, благоуханные травы, ягоды, грибы и другие дары леса, также не останутся без внимания пивоваров. А как смогут развернуться смекалистые производители лимонадов и сидров, даже подумать страшно! В общем, отсеется все лишнее. Конечно, привычка считать себя «царями горы» у отдельных самородков никуда не исчезнет. Но она будет не так бросаться в глаза, ибо в деле останутся лишь настоящие энтузиасты, поклонники исконных народных крафтовых ремесел и рецептов, которым будет не с кем конкурировать и они (наконец-то) смогут объединиться для защиты и лоббирования своих интересов в профильную отраслевую ассоциацию. Их перестанут жестко контролировать, а, наоборот, будут создавать условия для ведения бизнеса. Налоговые каникулы, отмена НДС, дешевые целевые кредиты на развитие малого пивоваренного бизнеса перестанут быть несбыточной мечтой, а станут явью. Появятся пункты сбора использованной пивной стеклотары (и банок), которые улучшат экологию. Поэтому,смотрим в будущее с оптимизмом, а пьем все меньше и вкуснее!

Как всегда, «Наша Версия» напоминает о вреде чрезмерного потребления алкоголя. Запрете его продажи лицам моложе 18 лет.

Редакция выражает признательность за помощь в подготовке материалов с Павлом Ольшанским Александре Конашенковой.