Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Сравниваем советские военные грузовики МАЗ-537 и ЗиЛ-135: какой из них лучше

Эти два советских военных грузовика настолько похожи друг на друга внешне, что их иногда путают. И МАЗ-537, и ЗиЛ-135 начали разрабатываться практически одновременно - в конце 50-х годов, а их массовое производство было налажено в начале 60-х. Выпускались они до конца 80-х - начала 90-х годов. И у многих могло создаться впечатление, что эти два грузовика конкурировали между собой: партия раздала задания на Минский автозавод и на Завод им. Лихачёва, чтобы те представили свои изделия. Но поскольку оба оказались хороши, то выпускаться они стали параллельно.

-2

И ведь действительно, грузовики очень даже похожи: у обоих были модификации с кузовом, у них по 8 ведущих колёс, по 4 оси, кабина однорядная, двигательный отсек расположен позади кабины. Всё это как бы намекает нам на то, что они настолько похожи, что почти одинаковы. Однако это впечатление обманчиво, поскольку МАЗ-537, и ЗиЛ-135 были спроектированы изначально под разные задачи.

Так например у ЗиЛ-135 за кабиной под капотом было два двигателя, а не один, как у МАЗ-537. И связано это было с одной стороны с тем, что у ЗиЛа на тот момент не особо-то и были мощные двигатели, и поэтому решили установить два V-образных бензиновых 8-цилиндровых двигателя 375Я мощностью 180 л.с.. Каждый имел свою трансмиссию и вращал колёса на своей стороне. И таким образом их суммарная мощность доходила до 320 л.с. С другой же стороны наличие двух двигателей вроде как повышало живучесть машины.
-3

У МАЗ-537 двигатель за кабиной под капотом был один, он был тоже V-образным, но уже 12-цилиндровым, к тому же и дизельным. Назывался он Д-12А-525А, и его мощность доходила до 525 л.с. И разумеется он один был мощнее двух зиловских не просто так. Дело в том, что снаряжённая масса МАЗ-537 составляет 21,6 тонны, а ЗиЛ-135 весил в два раза меньше - 10,5 тонн. И это довольно странно, потому что габаритные размеры у них схожи:

МАЗ-537 (длина*ширина*высота) 8960*2885*2880 мм;

ЗиЛ-135 (длина*ширина*высота) 9270*2800*2530 мм.

ЗиЛ диннее МАЗа, но зато второй выше.

-4

И связано такое двукратное различие в масе с тем, что ЗиЛ-135 изначально задумывался как военный грузовик для для буксировки ствольной артиллерии и ракетных установок, что называется, на себе, а не на полуприцепе. Именно поэтому его сделали максимально лёгким. Также нужно отметить, что его средние оси жёстко закреплены к раме, а вот крайние оси - последняя и первая - имеют независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами для предотвращения галопирования (продольного раскачивания) на неровной местности.

-5

Что же касается МАЗ-537 то его при схожих габаритах изначально стремились сделать максимально тяжёлым, потому что он задумывался как большегрузный четырёхосный седельный тягач высокой проходимости. Иными словами, ему не нужно было таскать грузы и вооружение на себе, для этого к нему цепляли полуприцепы и прочие многоколёсные платформы. И чтобы он мог эффективно развивать большие тяговые усилия, ему нужен был зацеп, а значит и большой вес.

-6

Контрольный расход топлива МАЗ-537 с его дизелем весьма внушительного рабочего объёма аж в 39 литров достигал 125 литров солярки на 100 км пути, однако это в незагруженном состоянии. В загруженном состоянии расход зависел от буксируемой массы, и мог доходить до 500 - 700 л.

Контрольный расход топлива с его двумя двигателями общим рабочим объёмом 14 л достигал 88 литров на 100 км пути, опять же без нагрузки. С вооружением он мог доходить и до 200 л на сотню.

-7

И таким образом можно сделать вывод, что оба грузовика были хороши. Каждый соответствовал изначально поставленным требованиям. Если ЗиЛу-135 важно было быстро доехать, не растрясти ракеты по пересечённой местности, отстреляться и уехать, то он фактически решал тактические задачи. В задачи МАЗ-537 входило перемещение тяжёлых грузов и вооружения на большие расстояния, и в этом плане он скорее был заточен на выполнения стратегических задач.

-8