Как ведут себя дети с разными типами личности?
- Рассмотрим сами понятия, – говорит психолог Ирина Фролова. - Экстраверт – это тот тип личности, чье внимание больше направлено во внешний мир, а интроверт предпочитает внутренний мир внешнему.
В первый год жизни мы уже можем наблюдать разность в поведении детей. Одни ведут себя беспокойно и постоянно требуют к себе повышенного внимания, а другие более спокойные и тихие, не доставляющие особых хлопот. Возраст, когда дети учатся ходить, говорить и познавать окружающий мир – один из самых значимых периодов. Они закладывают в архив своей памяти весь новый эмоциональный опыт.
Уже с раннего возраста детей мы замечаем, как они ведут себя на игровых площадках, праздничных мероприятиях, утренниках и днях рождениях друзей.
Экстраверт всегда старается быть замеченным. Ему хочется быть услышанным и значимым в окружающей его действительности. Такие дети легко находят общий язык со сверстниками, потому что они коммуникабельны и практически бесстрашны. Их манит новизна собственных открытий и приключений.
Ребенок-экстраверт ведет себя на детской площадке активно, ему сложно усидеть в песочнице долгое время, когда он видит, что перед ним еще столько всего непознанного. Такие дети с удовольствием учатся выражать себя, принимают участие в различных организационных мероприятиях, любят выступать на публику, показывая свои таланты.
Также есть и другая сторона, когда дети преодолевают подростковый возраст и преобладает гормональная перестройка организма, то мы можем заметить возникшие проблемы с поведением. Они становятся неуправляемыми, на них поступают жалобы от педагогов, они даже могут срывать уроки и это будет следствием повышенного требования внимания к своей персоне.
Дети-интроверты более спокойные, вдумчивые, усидчивые. Они легче обучаются, так как чтобы понять тему им нужно в ней хорошенько разобраться, а не перескочить с одной задачи на другую. Когда они попадают в незнакомую компания, ведут себя застенчиво и стеснительно. Им нужно сначала адаптироваться к ситуации, а потом уже могут чувствовать себя комфортно. Им часто бывает неловко кого-то попросить о помощи, и они будут переживать из-за этого внутри себя.
Внутренний мир их тоже устроен эмоционально. Только они больше пропускают этих состояний через себя, а не как экстраверты, которые сразу все сливают вовне, словно фейерверк.
Как учатся в школе экстраверты и интроверты?
- Разница между экстравертом и интровертом в том, что первый заряжается энергией в компании и тратит в одиночку, а второй набирает энергию в одиночестве и тратит ее в обществе, - комментирует Ольга Лаврентьева, академический руководитель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart. -Дети-экстраверты обильно делятся с окружающим миром своими впечатлениями и идеями, нуждаются в одобрении и в такой же эмоционально насыщенной, как у них, обратной связи по любому поводу. Нравится ли вам поделка, которую он сделал, не забыли ли вы про его «пятерку» по музыке, не правда ли, здорово он помог однокласснику во время ответа у доски?
В обучении и воспитании такого ребенка важно выражать сильную вовлеченность в его успехи в учебе и увлечениях, поскольку оценка окружающих, и особенно близких, дает им удовлетворение от собственного успеха. Если таких ребят всегда поддерживать и подбадривать, они могут показать впечатляющие результаты во всем, за что ни возьмутся. В учебе лучше всего для таких детей подходит формат диалога, в ходе которого они постоянно получают обратную связь, иногда стоит дать возможность высказаться, дать свою оценку решения задачи, обосновать тот или иной выбор решения. Им нравится, когда их слушают, потому мы часто просим по окончании урока рассказать, что понравилось, а что — нет, приглашаем отрефлексировать ход и эффект от урока. Демонстрация прогресса даже в самых незначительных задачах, похвала хорошо работает на мотивацию детей-экстравертов.
Детям-интровертам свойственно какое-то время все взвесить и подумать, прежде чем вовлечься в какое-то действие. На уроках такие ребята не спешат отвечать, пока хорошо не обдумают свой ответ и не будут уверены в его правильности. С ними сложнее, чем с экстравертами, выстроить доверительные отношения, зато если такое случается, они надолго привыкают к какому-то одному преподавателю. Личное пространство, уважение личных границ — это про таких ребят. Во время эмоциональной оценки урока на наших занятиях такие ребята могут замкнуться в себе и их нужно долго и осторожно расспрашивать, чтобы выяснить, какие эмоции они испытывают.
В качестве форматов занятий хорошо подходят геймификация, квизы, квесты, всевозможные ребусы, где нужно что-то разгадывать, выбирая ответ на клавиатуре, не вовлекаясь в постоянный диалог. С ребенком-интровертом важно всегда балансировать между интерактивными форматами и самостоятельной работой, чтобы и не дать ему замкнуться, и при этом не утомить постоянным взаимодействием.
Еще больше материалов о психологии детей - читайте на нашем сайте!