21 октября 1917 года в «Земледельческой газете» вышла интересная заметка, ниже она приводится полностью.
Напомним, что Тракторный отдел Военной автомобильной школы с 1916 года размещался на территории будущего города Вичуги. При этом отделе была организована школа, которая массово готовила первых трактористов для армии. Преподавал в этой школе Павел Белянчиков, ведущий специалист России в тракторном деле.
Военные тракторные отряды на вспашке полей.
С разрешения Ставки, из тракторного отдела военной автомобильной школы передано в распоряжение министерства земледелия 50 тракторов («Могул» —8 шт., «Титан» —7 шт., «Маршалл» —8 шт., «Мортон» —27 шт.), для обработки полей, т. к. эти тракторы по своей конструкции признаны непригодными для тяжелых ответственных работ на фронте, а для целей пахоты они явятся наиболее пригодными. Взамен указанных колесных тракторов министерством земледелия передано военному ведомству 11 гусеничных тракторов «Холт». Вместе с тракторами тракторным отделом отправлен личный персонал, в качестве механиков, мотористов, слесарей-монтеров и т. п.; большинство назначенных —лица, окончившие при отделе школу тракторных мотористов и прошедшие практическую езду на тракторах и работавшие в мастерских отдела по ремонту и сборке тракторов. Среди назначенных есть хорошо знакомые, практически с моторной пахотой и знающие сборку и ремонт плугов. Тракторы и персонал министерством земледелия переданы в распоряжение местных продовольственных комитетов юга России. Тракторы распределены следующим образом:
Тракторы «Могул» 60/30 лош. сил, в количестве 8-и штук отправлены на ст. Миллерово (Область Войска Донского); при тракторах «Могул» отправлено: помощников начальника отряда – 1, механиков – 1, мотористов и их помощников – 16, для надобностей мастерских и хозяйственной надобности – 4. Итого 22 чел.
Тракторы «Титан» 60/30 лош. сил, в количестве 7 шт. отправлены в г. Елизаветград; при тракторах «Титан» отправлено: помощников начальника отряда – 1, механиков – 1, мотористов и их помощников – 14, для надобностей мастерских и хозяйственной надобности – 3. Итого 19 чел.
Тракторы «Маршалл» 60/30 лош. сил, в количестве 8 шт. отправлены в г. Екатеринослав; при тракторах «Маршалл» отправлено: механиков – 1, мотористов и их помощников – 16, для надобностей мастерских и хозяйственной надобности – 3. Итого 20 чел.
Тракторы «Мортон» 60 лош. сил, в количестве 27 шт. (2 группы) отправлены в Кубанскую область; при тракторах отправлено: помощников начальника отряда – 1, механиков – 2, мотористов и их помощников – 40, для надобностей мастерских и хозяйственной надобности – 9. Итого 52 чел.
При тракторах отделом отпущены необходимые запасные части и инструмент. Группы тракторов: «Могул», «Маршалл» и «Титан» отправились из отдела 7-го мая, а группа «Мортон» — 10-го мая с. г. Что касается тракторов «Могул», «Титан» и «Маршалл», то таковые вполне справятся с возложенной задачей, т. к. практика показала на пригодность их для полевых работ; вопрос же о продуктивности тракторов «Мортон» пока открытый, т. к. они впервые применяются. Отделом приняты все меры по исправлению дефектов и недочетов этих тракторов и что было возможно, то отделом сделано и назначенные тракторы подвергались разносторонним испытаниям; перед отправкой в отделе были произведены испытания тракторов «Мортон» и на пахоте, и на таковых он показал себя с хорошей стороны. Доводя о вышеуказанном до сведения общества, обращаемся с просьбой к лицам, коим так или иначе придется иметь дело с указанными отрядами, поделиться с нами своими впечатлениями об их работе и не отказать прислать в отдел тот материал, который будет иметься в их распоряжении (статистические данные о производительности трактора, расход горючего, снимки и т. п.), т. к. нами затрачено не мало труда при обучении солдат и при ремонте и сборке тракторов, и работа тракторных отрядов нас не может не интересовать, и к тому-же тракторная вспашка в таком большом масштабе применяется в России впервые. Материал просим направлять по адресу: станция Вичуга, Северных жел. дор., тракторный отдел В. А. Ш., на имя заведующего технической и учебной частью отдела, прапорщика, инженер-механика П. М. Белянчикова.
Технический комитет тракторного отдела.
#трактор #вичуга #россия #история #сельское хозяйство
См. также: