Найти тему
Древности нашей ойкумены

Под защитой Одина и Тора: молоточки и кресала на гривнах – популярные амулеты эпохи викингов

Мы продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с экспонатами выставки "Викинги: путь на восток", прошедшей прошлой осенью в Государственном историческом музее в Москве. В предыдущих выпусках вы могли рассмотреть наборы украшений славянских, финно-угорских и балтских женщин в IX-XII веках, то есть, в эпоху викингов, а также загадочного идола из кургана Черная Могила. На этот раз речь пойдет об амулетах – вещах, характерных для любой религии.

Мы воспользуемся чужим текстом, что для нас несвойственно (но лучше не напишешь), подобрав к нему собственные фотографии с экспозиции с описанием.

Итак, как сообщает нам каталог выставки, "материальным воплощением языческих культов служили разнообразные амулеты, получившие в эпоху викингов широкое распространение. Едва ли не самым популярным символом-оберегом был молот Тора - Мьёлльнир. Несложные граффити в виде буквы Т наносили на предметы быта, например, на пряслице (грузик для веретена) или на бортик котла.

Атрибуты скандинавского языческого культа (конец IX-XI вв., Гнёздово, Смоленская область)
Атрибуты скандинавского языческого культа (конец IX-XI вв., Гнёздово, Смоленская область)
На фотографии мы видим:
4 – накладку в виде дракона (свинцово-оловянный сплав, ковка, гравировка);
5 – амулет в виде женской фигурки (золото, ковка, резка металла, гравировка). Возможно, это Валькирия – дева-воительница или Фрейя 0 богиня плодородия;
6 – фигурки идолов (свинец, глина, литье, лепка);
7 – пряслице с граффити «молот Тора» (пирофиллит). Пряслице – это грузик для утяжеления веретена, которое использовали для прядения пряжи;
8 – подвеска с изображением зверя (медный сплав, литье).

Небольшие железные привески в форме молота с помощью пробоев крепили к деревянным предметам, нанизывали на браслеты, но чаще всего надевали на гривны – шейные обручи, изготовленные из железных прутков, в большинстве случаев перекрученных.

Кроме молоточков Тора на гривны подвешивали колечки и спирали, которые, предположительно, являются символами молнии.

Гривна с молоточками Тора (Гнёздово; железо, ковка)
Гривна с молоточками Тора (Гнёздово; железо, ковка)

Для могильников эпохи викингов характерен обряд возложения железной гривны на плечики погребальной урны. Она символизировала новое вместилище «восставшего» из пепла умершего, поэтому гривна занимала соответствующее ей место – на плечиках горшка.

Гривна для погребальной урны (Гнёздово; железо, ковка)
Гривна для погребальной урны (Гнёздово; железо, ковка)

Максимальное количество «гривен Тора» обнаружено в Средней Швеции, немало их найдено и на территории Древней Руси – именно этот факт позволил утверждать, что основной поток скандинавов, устремившихся по Восточному пути, происходил с территории Швеции.

Небольшие прорезные подвески в виде плоских колец с треугольным выступом внутри имитировали калачевидные кресала (огнива), использовавшиеся для высекания искры и разжигания огня. Считалось, что они являются языческим символом священного жертвенного очищающего огня. Как и молот Тора, амулет в виде кресала наделялся защитными функциями. В редких случаях подвески достигали больших размеров и тогда скорее напоминали гривны.

Гривна с калачевидными привесками (Гнёздово; железо, ковка)
Гривна с калачевидными привесками (Гнёздово; железо, ковка)

Один такой совершенно уникальный экземпляр был найден в Гнёздове. Сложный многосоставный магический объект представлял собой большое кольцо, на которое был надет целый набор мелких кресаловидных подвесок. Удивительной особенностью этого комплекса является также наличие височных колес – вероятно, внешнее сходство со скандинавскими языческими символами позволило дополнить оберег этими украшениями, характерными для смоленских кривичей, местных жителей Верхнего Поднепровья».

Здесь мы хотим остановиться и пояснить читателям, что такое Гнёздово. А это археологический памятник – самый крупный из открытых на сегодняшний день могильников эпохи викингов.

В IX веке в Верхнем Поднепровье, после волоков, которые приходилось преодолевать путешественникам водным путем в сторону Черного моря, возник раннегородской центр, оригинального названия которого мы не знаем. Расцвет этого поселения (с некрополями) пришелся на вторую половину X века.

Это был и крупнейший ремесленный центр, где производили товары как для местных жителей, так и для округи. В поселении жили в том числе и мастера скандинавского происхождения, которые использовали привычные им технологии и учитывали свои вкусы и традиции.

Но это далеко не весь ассортимент оберегов, которые пришлые с запада жители Гнёзлова использовали для защиты от неприятностей, злых сил и сглаза. В следующей части мы расскажем и о других.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.