Эффект крафтовой бумаги (оформление обложки) «торкнул» (в значении, знакомом мне из деревенского детства и, как позже стало известно, зафиксированном в словаре Ушакова) основательно – и я поступила так, как не делаю по отношению к книгам уже давно: купила импульсивно, не прочитав ничего ни о произведении, ни об авторе, даже на погуглив название. Честности ради – глянула читательский рейтинг, но это же «средняя температура по больнице»…
Практически случайно я выбрала книгу, которая оказалась «прям очень». Крафт-дизайн сработал как своеобразный пароль. Что же во мне на него отозвалось?
Разбираться в том, какие знаки для тебя актуальны и почему, значит по собственной воле участвовать в интеллектуально-психологической авантюре. Только в таких я и участвую. Когнитивные тренировки, направленные на формирование новых нейронных связей, – наше, как говорится, всё.
Крафт обложки нашёл очень простое объяснение – название серии на титульном листе, которое я увидела уже после того, как прочитала книгу: «Крафтовый детектив из Скандинавии». Применительно к жанру, да и вообще к художественному тексту слово «крафтовый» мне не встречалось. Погуляла по интернету, почитала, подумала – и пишу о семиозисе. Если просто, семиозис – это процесс, в котором нечто функционирует в качестве знака. Реализация схемы «объект – знак – интерпретанта». То есть объект-субъектная метаморфоза ))
Итак, объект – крафтовая бумага. Знаком чего она является для меня?
Согласно техническому регламенту, крафтовая бумага – это «высокопрочная обёрточная бумага, которая производится из древесины в процессе сульфатной варки (крафт-процесс) и используется для упаковочных целей, а также для изготовления бумажных изделий, обязанных быть прочными и износостойкими». Её название – от немецкого «Kraft» (сила, энергия) – отражает процесс изготовления и качественные характеристики.
Скучно и сугубый утилитаризм? Не могу согласиться. В качестве знака крафтовая бумага «включает» (у меня) и совсем другие ассоциации ))
Масло или сыр, упакованные продавщицей в коричневато-серую плотную бумагу, на не загнутом внутрь уголке – вес, написанный простым карандашом. Я увидела их так отчётливо, словно не прошло десятков лет. В нашем детстве в крафт-бумагу заворачивали практически всё. Если свёрток объёмный (тяжёлый), он перевязывается джутовым шпагатом. Можно, конечно, попытаться порвать, но лучше не пытаться, по многим причинам.
Наше взросление сопровождалось быстрым формированием социума (и эстетики) потребления. Крафтовую бумагу заменили коробочки, мешочки, футлярчики, пакетики, гофре, фольга, микрогофрокартон, картон хром-эрзац и проч. – вся эта милая фривольность оформления. Утилитаризм, казалось, ушёл на самый задний план. Очень хотелось, чтобы «ах!». И «ах!», безусловно, был. Но я ещё долго не могла просто разорвать подарочную упаковку, как поступают все нормальные люди. Красиво, к тому же старались – делали. «Ломать – не строить» – для меня паттерн ещё тот. Вещественный же знак очевидно вещественных отношений… Хотя не факт. Семиозис и человеческие отношения – сферы, принципиально не укладывающиеся в аристотелевское «если – то».
Мне исполнилось 30 лет; приезжаю домой – там подарок (в красивой упаковке) и записка от папы: «С днём рождения!». Ну как записка… На оборотной стороне дощечки. На которой я лет в 15 выжигала рисунок из книги японской поэзии – птица на стебле цветущего пиона. Написано размашисто, с силой, твёрдо – жутко дорогим карандашом для глаз. Я сначала теряюсь, а потом звоню родителям с вопросом: «А, собственно, ПОЧЕМУ?» «Времени не было, – объясняет папа. – Написал, чем под руку подвернулось.» На уточнение, касающееся карандаша, ‑ удивление: «Как для глаз? Карандаш – для глаз?», а затем рекомендация: «Положила бы его в косметичку, я бы чем-нибудь другим написал». Разрыв семиотического шаблона. Какой был подарок, не помню, а дощечка, естественно, бережно хранима до сих пор. Я надпись даже лаком покрыла, чтобы не стёрлась ))
Вернусь к крафтовой бумаге. Несколько лет назад произошла переоценка её дизайн-возможностей. Крафт-бумага стала своеобразным катализатором визуального, а значит, эстетического восприятия.
Обычная, отбелённая, цветная, она получила популярность во флористике. Поскольку (цитирую специализированный сайт): «…упаковка должна подчеркивать красоту букета и выполнять свою прямую функцию – защищать от внешних факторов. Крафт-бумага идеально подходит для этих целей, её текстура гармонирует с любыми цветами. Если же необходимо добавить декоративные элементы, то крафтовая бумага может послужить прекрасным нейтральным фоном и основой для их закрепления в композиции». В моих детстве – отрочестве никому бы в голову не пришло подарить букет, не освободив его от крафт-бумажной упаковки… А сейчас смотрю: действительно, живое изящество цветов, акцентированное рукотворностью и безыскусностью упаковки, – это очень красиво. Крафт-бумага универсальна как элемент структуры «текст в тексте» в семиотике букета – она ненавязчиво подчеркивает то, что составляет его индивидуальность и шарм. Во всех аспектах семиотической метаморфозы в данной ситуации она мне нравится очень ))
Глубже в тему, ближе к текстам. В книжном магазине «Москва» на Воздвиженке проводилась (а может, и проводится) акция «Переоденься в крафт»: «Мы подобрали целый ряд книг, обложки которых кажутся нам не самыми привлекательными, и обернули их в крафт-бумагу. Читайте книгу, а не обложку!» Не знаю, кто как, а я помню, что мы оборачивали учебники и другие ценные (дорогие, библиотечные, данные почитать и т.д.) книги, в том числе и крафтовой бумагой. Ещё когда не было магазинных обложек. Обложки ведь, и правда, случаются удивительные. Полуобнажённая страстная дива и коленопреклонённый монах, томимый явно не духовною жаждою, – «Имя розы» У. Эко.
- А вот эта книжка вам нужна? – спрашиваю я у моей явно сконфуженной тёти, младшей маминой сестры, вряд ли знающей слово «постмодернизм».
- Ой, Лена, забери ради бога, – спешит она с разрешением щекотливой ситуации. Но в глазах – вопрос: а тебе-то она зачем? Благо, что на тот момент мне подобные книжки читать уже можно.
Тут – да, тут крафт был бы честнее )) Мол, кто что вычитает. Кто – мировоззренческую и эстетическую стратегию постмодерна, кто – средневековый детектив («крафтовый»?), а кто и любовно-авантюрный роман. Ну, и сам обложку оформит соответственно коду восприятия и осмысления, как тот букет ))
Принцип вообще один и тот же – крафт-бумага используется в целях акцентирования содержания, того, что (при таком подходе) ПОДЛИННО значимо. Но ведь так, да не так… Обложка – это составляющая текста, «текст о тексте» и «текст в тексте» – содержательный элемент формы. Вы по какому принципу аватар выбираете? Как презентуете себя, что транслируете о себе в мир? У меня юзерпик в одной из соцсетей – классное фото: кружка на фоне залитого дождём окна. И я ещё очень подумаю, что откровеннее и содержательнее – моя фотография или вот такая.
Следуя же логике акции «Переоденься в крафт», аватар надо бы крафтовым сделать. Хотя с логики я что-то сбилась: «Теперь ваша любимая книга будет стильно “одета” – и неважно, как она выглядит на самом деле!» В любом случае «крафт» – это уже СТИЛЬ.
Потому что произошла метаморфоза ))) Немецкое «Kraft» соединилось с английским «craft». В английском «craft» обозначает «ремесло» или «умение». В русский язык это слово вошло как обозначение «изготовления товаров небольшими партиями, под заказ, часто вручную», что предполагает его уникальность. Это штучно, декоративно, противопоставлено масс-маркету, ширпотребу. Не просто ремесло – ремесло на уровне искусства.
В нашей стране началось всё с пива (!!!), потом термин «крафтовый» стали использовать в связи с другими продуктами, чаще всего продуктами питания, сделанными вручную и из высококачественных ингридиентов. Крафтовый шоколад, крафтовый хлеб, крафтовое варенье, крафтовый лимонад, крафтовые бургеры и сэндвичи, моё любимое мороженое – тоже крафтовое (а как же!..).
Дальше – больше. Читаю на одном сайте, посвященном крафту: «Крафт – это философия, некий особый стиль и дух производства. Представьте, что ваша семья ждёт в гости очень дорогих и близких людей. <…> Создание крафта предполагает такую тёплую домашнюю атмосферу общности, артельности и любви к тому, что вы делаете и для кого делаете».
Ну, вот – тот самый пароль. Ибо ремесло на уровне мастерства, уважение к делу, «штучные» вещи, прочность человеческих связей, сохранение семейной истории, спокойное и мужественное отстаивание жизненных ценностей – это точтоялюблю.