Найти тему
Visotsky Inc.

10 этапов развития, которые переживает каждая компания

Я 28 лет занимаюсь предпринимательской деятельностью, из них 14 — консультирую малый и средний бизнес. По опыту знаю, что каждая компания в своём развитии проходит 10 одинаковых этапов на пути к успеху. В этой статье я расскажу подробно, что это за этапы и с какими проблемами сталкиваются предприниматели на каждом из них.

Открытие компании

Предприниматели запускают бизнес и ждут первых результатов. На этом этапе становится понятно, удачно ли выбрана бизнес-идея и будет ли компания развиваться. Владелец пока занимается всеми вопросами сам либо заручается поддержкой родных и близких. Управлять бизнесом пока несложно, все хотят, чтобы он выжил и закрепился на рынке, поэтому самоотверженно трудятся и вносят максимальный вклад.

На этом этапе проверяют идею бизнеса и стараются разобраться, как изготовлять и распространять продукт. В зависимости от того, в какой нише развивается компания, этот этап может длиться от пары месяцев до нескольких лет.

Быстрый рост

Бизнес развивается, производит всё больше продукта, растёт штат сотрудников. Все уверены, что компанию ждёт большой успех, так как в этот период приходят новые клиенты, увеличивается доход, улучшается качество товаров и услуг, команда выкладывается на полную.

Этот этап может растянуться на несколько лет (зависит от сферы бизнеса). Производственные компании проходят его быстрее, потому что для дальнейшего развития нужно расширять штат, а это ведёт к третьему этапу.

Торможение

Для дальнейшего развития компании нужно расширять штат. Но у владельца пока нет навыков управления, поэтому с ростом штата увеличивается количество проблем. Несмотря на то, что в компании уже много квалифицированных специалистов, предприниматель всё ещё закрывает множество функций сам. Сотрудники бегут к нему с любой проблемой, и он доделывает работу за них. Как правильно делегировать функции руководителям, он не знает, поэтому у него не остаётся времени ни на что, кроме рутины.

В это время обычно компанию начинают вытеснять с рынка конкуренты, но владельцу трудно оказать сопротивление, потому что он застрял в оперативных задачах и не может заниматься развитием бизнеса.

Первый управленческий кризис

Этот этап либо тормозит, либо убивает большинство компаний. Предприниматель не понимает, почему бизнес не растёт. Он винит во всём некомпетентных сотрудников и конкуренцию, но проблема не в них. На этом этапе уже не работают привычные способы управления компанией, больше нельзя руководить вручную. Компании нужна система, только так она сможет расти дальше.

Использование инструментов управления

Чтобы компания росла дальше, нужно построить систему. Это делается с помощью инструментов управления: организующей схемы, системы планирования, статистик и т. д.

Строить систему трудно и долго. Например, моя консалтинговая программа Business Booster, где мы помогаем владельцам малого и среднего бизнеса внедрить инструменты управления, рассчитана на целый год, и это короткий срок. Если внедрять инструменты самостоятельно, можно потратить ещё больше времени и совершить ошибки. Когда я в первый раз внедрял систему в одной из своих компаний, то потерял 20% сотрудников.

Больше об инструментах управления вы можете узнать на моём бесплатном мастер-классе «Как усилить свою команду и повысить эффективность бизнеса, чтобы выжить в трудные времена».

Управление ростом

После внедрения системы ваш бизнес справляется с хаосом, работники становятся более организованными, и их результаты всё выше. Прибыль при этом увеличивается на 50 до 100% каждый год.

Так как дохода становится больше, компания расширяется, условия труда улучшаются, зарплаты растут. Благодаря тому, что вы теперь можете измерять результаты сотрудников при помощи статистик, в вашей команде остаются только самые эффективные работники. Выявляя самых продуктивных, вы можете сформировать команду топ-менеджеров.

Снижение темпов роста

Компания не сможет всё время расширяться за счёт увеличения эффективности. Чтобы расти дальше, нужны более масштабные изменения: внедрение новых продуктов, изменение маркетинговой стратегии, открытие филиалов в других городах и странах.

Владелец должен поставить новые, более глобальные цели, разработать стратегию развития компании. Если этого не сделать, компания застрянет на одном месте.

Второй управленческий кризис

Если на предыдущем этапе владелец не начал разработку стратегии и постановку новых целей, то компания упирается в потолок и занимается только удержанием привычных позиций. Сотрудники, которые хотят расти и развиваться, уходят, потому что не видят перспектив в этой компании. Если владелец не начнёт ставить новые цели, компания потеряет свои позиции и уступит конкурентам.

Стратегическое управление

Из всех этапов этот самый короткий. Предприниматель должен понять, какая ситуация сейчас сложилась в компании и на рынке, и продумать шаги, которые помогут двигаться дальше. Опираясь на них, он прописывает стратегический план и список задач, которые нужно сделать для его реализации. Контролируют выполнение стратегического плана топ-менеджеры компании.

Масштабирование

Компания непрерывно растёт. Все сотрудники работают эффективно и чувствуют, что идут к большой цели. На этом этапе бизнес достигает больших успехов.

Выводы

Чтобы переходить от этапа к этапу, компании нужно непрерывно развиваться. В этой статье я кратко описал каждый этап, это поможет вам понять, чего ждать от развития компании и что делать, чтобы бизнес рос.