Найти тему
Наука. Вера. Культура.

«БЕЛОРУСЫ КАК НАРОД В ПОЛЬШЕ БЕСПРАВНЫ…»

Кирилл Шевченко

источник: https://antikvariat-fryc.cz/kategorie/historie?offs=1401
источник: https://antikvariat-fryc.cz/kategorie/historie?offs=1401

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ СЛАВИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «SLOVANSKÝ PŘEHLED» («СЛАВЯНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ») О ПОЛОЖЕНИИ БЕЛОРУССКОГО МЕНЬШИНСТВА В МЕЖВОЕННОЙ ПОЛЬШЕ

Образование новых независимых славянских государств после Первой мировой войны и положение славянских национальных меньшинств в межвоенной Европе с самого начала стало предметом самого пристального внимания чехословацкой общественности и учёных-славистов. Уже со второй половины XIX в. Прага превратилась в признанный центр славистики и славянской общественно-политической мысли. С образованием независимой Чехословакии в октябре 1918 г. интерес чехословацкой политической элиты и общественности к славянским народам заметно усилился, что в известной степени было связано с внешнеполитическими калькуляциями Праги, отношения которой с соседними государствами, прежде всего с Польшей и Венгрией, были очень напряженными. Немаловажную роль играли и традиционно сильные славянские симпатии чехословацкой общественности и политической элиты, подчёркивавшей славянский характер своего государства и декларировавшей проведение «славянской политики», которая, впрочем, была призвана обслуживать геополитические интересы Чехословакии.

Положение белорусов в межвоенной Польше с самого начала постоянно привлекало самое пристальное внимание авторитетного пражского славистического журнала «Словански пршеглед» (Славянское обозрение), который в специальной рубрике «Белорусы в Польше» подробно и на регулярной основе информировал чешскую и славянскую общественность о белорусской национальной жизни в Польше на протяжении всего межвоенного периода. Подобный интерес подогревался и крайне напряженными отношениями Варшавы и Праги, которые заметно обострились к концу межвоенного периода, когда польские правящие круги выступили в роли фактического союзника нацистской Германии накануне и в ходе Мюнхенского сговора в сентябре 1938 г., приняв непосредственное участие в расчленении и ликвидации чехословацкого государства.

Примечательно, что автором значительного числа обзорных статей о положении белорусского меньшинства в Польше был известный чехословацкий ученый-славист, основатель и многолетний главный редактор журнала «Словански пршеглед» Адольф Черны. О солидной репутации данного издания и его близости к официальным чехословацким кругам свидетельствует и то, что помимо учёных-славистов из Чехословакии и других стран на страницах журнала «Словански пршеглед» часто публиковались программные статьи видных чехословацких политиков и публицистов. В их число входил и многолетний министр иностранных дел ЧСР Э. Бенеш, который в 1935 г. сменил Т.Г. Масарика на посту президента Чехословакии. Именно данный журнал стал основной интеллектуальной и информационной площадкой для обсуждения положения белорусского меньшинства в Польше, в котором участвовал целый ряд ведущих ученых-славистов Чехословакии и других стран.

В первом послевоенном номере журнала «Словански пршеглед», изданном после окончания Первой мировой войны и образования независимой Чехословакии, была опубликована пространная статья известного украинского историка и политического деятеля Д. Дорошенко под названием «Белорусы, их движение и литература»,  в которой отмечалось, что белорусы, вероятно, более других народов Восточной Европы пострадали от ужасов Первой мировой войны, последствия которой означали колоссальные изменения в исторических судьбах белорусского народа [3, s. 296]. Комментируя белорусское национальное движение после Первой мировой войны, провозглашение Белорусской народной республики (БНР) и её последующее проблемное развитие, закончившееся полным фиаско, Дорошенко справедливо обращал внимание на отсутствие у БНР «реальных сил» и на её скорее декоративное значение [3, s. 298].

После восстановления независимой Польши в 1918 г. и в ходе последующей польской экспансии на восток, по словам Дорошенко, проявилось «крайне враждебное отношение» поляков к белорусскому движению, которое «своей социалистической направленностью угрожало доминированию польских землевладельцев в данном регионе… Польские власти начали настоящую войну с белорусскими организациями… Тысячи людей были арестованы; из 153 белорусских школ на западе Белоруссии, ранее занятой немцами, осталось только 17» [3, s. 298]. Критически отзываясь о Рижском мире, Дорошенко отмечал, что заключенный в марте 1921 г. Рижский мирный договор между Польшей и Советской Россией совершенно игнорировал этноязыковые реалии, разделив белорусские этнические земли между четырьмя государствами; при этом положение белорусов в составе Польши и в составе СССР, по его мнению, в значительной степени отличалось. «Словански пршеглед» обращал внимание на то, что после Рижского мира 1921 г. Советская Белоруссия включала лишь небольшую часть белорусской этнической территории [3, s. 299]. Примечательно, что советская политика «коренизации», проводившаяся в БССР в 1920-е годы, оценивалась пражским славистическим журналом как процесс, вызванный, главным образом, соображениями советской «высокой политики» и призванный стимулировать и укреплять симпатии белорусского населения Польши к Советскому Союзу [3, s. 296].

Первые годы пребывания западнобелорусских земель в составе возрожденной Польши привлекли особенно пристальное внимание пражского журнала и оценивались «Слованским пршегледом» довольно критически. «Пока что взаимные отношения представляют собой неутешительное явление, – писал «Словански пршеглед» об отношениях между польскими властями и белорусами в конце 1925 г. – Поляки не доверяют белорусам, подозревая их в большевизме; белорусы не доверяют полякам, опасаясь с их стороны полонизации и экономического господства. Очевидно, будет необходимо больше времени и больше мудрости с обеих сторон, чтобы добиться гармоничного сосуществования…» [4, s. 529]. Однако надежды пражского журнала на «гармоничное сосуществование» двух славянских народов с самого начала оказались несбыточными.

Редакция пражского славистического журнала, будучи хорошо информированной о действительном положении белорусского меньшинства, подробно сообщала чехословацкой общественности о конкретных проявлениях дискриминации белорусов в Польше. Так, «Словански пршеглед» подробно информировал своих читателей о содержании выступления белорусского депутата сейма ксендза А. Станкевича в польском сейме, в котором констатировалось, что сельские районы на территории Западной Беларуси «лишены даже той тени самоуправления, которая существовала при царской власти» [5, s. 632]. Станкевич указывал на то, что местная польская администрация, включая старост, не избирается населением, а назначается властями и поэтому представляет собой в подавляющем большинстве случаев пришлый элемент. При этом, по словам Станкевича, поведение польской администрации и полиции по отношению к местному белорусском населению «напоминает худшие царские времена», а самыми распространенными методами правления являются «террор, провокации, доносы… и массовые аресты. Вопреки законодательству, использование белорусского языка преследуется…» [5, s. 632]. По примечательному мнению белорусского ксендза Станкевича, положение польских школ в БССР и в Литве было намного лучше, чем положение белорусских школ в Польше [5, s. 633].

Большое внимание чехословацкий журнал уделял состоянию белорусской прессы в Польше, постоянно отмечая крайне тяжелые условия ее существования и усиливавшуюся дискриминацию со стороны польских властей. По данным пражского журнала, с 1922 по начало 1926 г. польскими властями было по различным, чаще всего надуманным поводам, постепенно закрыто 13 белорусских газет и журналов; при этом издание газет «Наша будучыня», «Нашае жыцьцё», «Воля народу» и «Искра» было прекращено в самом начале их существования еще до выхода в свет десятого номера данных периодических изданий [6, s. 632].

Пристальное внимание обращал «Словански пршеглед» и на сложные отношения между различными белорусскими политическими группировками в Польше, констатируя в начале 1927 г. углубление противоречий между двумя основными политическими течениями белорусов в Польше – рабоче-крестьянской Громадой, с одной стороны, и христианскими демократами и крестьянским союзом, с другой стороны. «Словански пршеглед» характеризовал данное противостояние как «борьбу между правицей и левицей» [7, s. 58]. При этом Громада в процессе своей политической эволюции, по словам «Слованского пршегледа», все больше приближалась к «московскому коммунизму». Чехи отмечали, что единственное объединяющее оба направления начало состоит в широко распространенном недовольстве дискриминацией белорусского национального меньшинства, прежде всего в сфере образования [7, s. 59].

В качестве яркого примера нарушений прав белорусов в области образования пражский журнал ссылался на открытое письмо руководства «Общества белорусской школы» маршалу Ю. Пилсудскому. В письме, в частности, говорилось о том, что, несмотря на всевозможные препятствия со стороны польской администрации, белорусским населением было подано столько деклараций за белорусские школы, что, в соответствии с законодательством, в прошедшем учебном году должно было быть открыто более 400 белорусских школ. Однако в реальности в явном противоречии с поданными декларациями не было открыто ни одной белорусской школы, что являлось ярким примером дискриминации белорусского меньшинства в области школьного образования [7, s. 59].

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://naukaverakuljtura.com/белорусы-как-народ-в-польше-бесправн/