Имя «Иван-Дизель», а оно принадлежит выдающемуся отечественному конструктору двигателей для машин специального (военного) назначения Ивану Яковлевичу Трашутину, вошло в отечественный инженерно-технический фольклор. Это имя широко известно не только в пределах Уральского промышленного региона – опорного края державы, но знают его и далеко за пределами Урала: во всей России, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, где проектируют, производят и эксплуатируют машины, в которых источником механической энергии служат ДВС.
В этом году И.Я. Трашутину, дважды удостоенному высшей отечественной награды (Герой Социалистического Труда), исполнилось 110 лет со дня рождения (18.01.1906–06.03.1986 г.). Из-за закрытости профиля на протяжении значительного отрезка времени трудовой деятельности Иван Яковлевич был относительно малоизвестен даже сравнительно узкому кругу специалистов. И его второе имя, рождённое в цехах и стенах Танкограда, – города, в который в самом начале Великой Отечественной войны был эвакуирован завод и отдел (конструкторское бюро двигателей специального назначения), стало известно лишь в послевоенные годы, когда снизилась степень закрытости выполняемых его КБ работ.
Содержательная часть этого второго имени конструктора, этих двух кратких слов «Иван» и «Дизель», значительна: ими прописана и его биография («Иван» – он выходец из гущи народа, наш человек – работник), и профиль (направление) деятельности («Дизель» – этим словом подчёркнута степень его вклада, важность и значимость этого вклада, в дело создания очень нужных стране машин, дизелей). В основу работ по созданию двигателей (и, что очень важно, дизелей) были положены довоенные решения Правительства Советского Союза.
С выполнением этих решений в 1935–1939 гг. была непосредственно связана деятельность специально организованных конструкторских и производственных коллективов. В частности, и конструкторов-харьковчан на введённом в эксплуатацию заводе № 75. Ядро одного из таких коллективов составили Я.Е. Вихман, Т.П. Чупахин, И.Я. Трашутин, К.Ф. Челпан, И.Л. Сквирский и др. Поставленная Правительством задача была решена: двигатель (БД-2 – быстроходный дизель) для специальных наземных машин и быстроходных катеров был создан и подготовлен к серийному производству. Можно сказать, что именно с этого двигателя началась история семейства сегодня массово распространённых дизелей, для обозначения которых стали использовать символы В-2. И производство таких двигателей, дизелей В-2, было начато на заводе № 75 в Харькове. Но началась Великая Отечественная война.
Все службы, связанные с подготовкой и производством дизелей, в том числе конструкторское бюро (СКБ-75) завода, эвакуируются на Урал (в Челябинск–Танкоград). Здесь И.Я. Трашутин назначается руководителем (главным конструктором СКБ; это единственное, до недавнего времени, в стране по двигателям для специальных машин КБ он возглавлял более 40 лет). Начинается сложная, напряженная работа по организации производства и совершенствованию конструкции дизелей, их агрегатов и механизмов, для машин, которых ждёт фронт. Решение этих задач требует хорошо обученных кадров рабочих, инженеров, технологов, но замыкается также и на проблемы перспектив подготовки таких кадров.
В ноябре 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение об организации в Челябинске механико-машиностроительного института. ЧММИ был открыт, и уже в декабре этого же года 14 преподавателей и 80 студентов начали работать и учиться. Одной из первых специальностей в открывшемся вузе стала специальность «Двигатели внутреннего сгорания». И.Я. Трашутин, как руководитель КБ по двигателям специального назначения, имел непосредственное отношение к решению этих задач. Влияние и значимость его интересов для организации вуза хорошо отмечены в докладах и соответствующих статьях ректора ЮУрГУ (сегодня так называется вуз, созданный в 1943 г.) А.Л. Шестакова и президента ЮУрГУ Г.П. Вяткина, посвящённых 100-летию со дня рождения Главного конструктора танковых дизелей (см. Труды Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения»).
Практические и лабораторные занятия со студентами в открывшемся вузе проводились в цехах и мастерских Челябинского тракторного завода. Многие из специалистов завода, в том числе и специалисты КБ Трашутина, принимали участие в организации учебного процесса. Одним из них был В.М. Пискунов, который в 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию по топливоподающим форсункам автотракторных двигателей. После защиты диссертации, в период с 1949 по 1954 г., он исполнял обязанности, а с 1954 по 1960 г. (после избрания по конкурсу) заведовал кафедрой ДВС. Среди сотрудников КБ Трашутина, принимавших участие в организации подготовки специалистов по двигателям внутреннего сгорания (чтение лекций, проведение практических и лабораторных работ, организация производственных практик, курсового и дипломного проектирования, консультирование по отдельным разделам курсов), могут быть названы А.К. Башкин, П.И. Степанов, М.И. Цапкин, В.С. Морозова, В.Д. Рагульский и др.
В условиях колоссальной занятости текущими проблемами производства и совершенствования дизелей, их механизмов и узлов в кругу постоянного внимания Ивана Яковлевича оставались и вопросы подготовки и совершенствования кадрового персонала его КБ. Здесь в качестве примера может быть названа В.С. Морозова (сегодня она доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта»). После завершения подготовки в вузе по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» Вера Сергеевна была распределена на ЧТЗ и направлена для работы в КБ Трашутина. Её производственные задачи были связаны с вопросами совершенствования топливоподающей аппаратуры дизелей (через определённый промежуток времени она стала руководителем лаборатории топливных систем). Возникший интерес к особенностям быстротечных процессов, характерных для дизельных топливоподающих систем, пробудил стремление к повышению научной квалификации. Сдала экзамены в аспирантуру ЦНИТА (Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры). А это — Москва. И значит, учёба потребует соответствующих поездок и отвлечения, в какие-то периоды, от решения производственных вопросов. Очень беспокоилась, что Главный не разрешит, станет «мешать» учёбе.
Но Иван Яковлевич, напротив, доброжелательно отнёсся к принятому ею решению. И в течение всего периода обучения, а затем и в период хлопот по защите ею диссертации, оказывал поддержку в решении иногда возникавших сложностей.
Главный конструктор был жёстким, когда возникала необходимость быстрого исполнения назревших решений, и доброжелательным, когда видел в сотруднике стремление повысить уровень компетентности, улучшить схему механизма, предотвратить возможность дефекта. Но в любых случаях характерной для него была объективность.
СКБ Трашутина начиналось, прежде всего, с харьковчан. С тех, кто прибыл вместе с ним в Танкоград в период эвакуации. Пополнение КБ новыми сотрудниками реально оказалось возможным только в послевоенные годы, когда (после организации ЧММИ, декабрь 1943 г., и послевоенным началом работы других вузов) стали прибывать на предприятие молодые выпускники. Много внимания уделялось их квалификационному росту (особенно прошедшим дневную форму подготовки). Их знания шлифовались, доводились до высокой степени качества при наставничестве и опеке со стороны ближайших помощников Трашутина (В.И. Бутов, В.Я. Ласюченко, В.И. Олейников, С.М. Музикус).
И это дало свои результаты: многие из выпускников ЧПИ (ЮУрГУ), в частности, выпускники кафедры ДВС, достигли высокого профессионального роста. Руководили (и руководят) коллективами групп, конструкторских бюро, отделов и служб. Среди них можно назвать В.И. Гордеева и В.С. Мурзина (каждый из них в течение длительного периода работал главным конструктором, начальником ГСКБ «Трансдизель»); Б.А. Мурдасова и В.В. Егорова (каждый из них в определённый период работал зам. главного конструктора ГСКБ «Трансдизель»); М.А. Старунского, который в настоящее время руководит ГСКБ «Трансдизель». Этот список можно продолжить. В частности, значительный вклад в результаты работ соответствующих служб и отделов ГСКБ внесли А.К. Бондаренко, В.С. Егоров, В.А. Морозов, В.А. Горшков, С.С. Садовский, М.П. Домнышев, Г.Н. Терентьев, П.Н. Грабец и многие другие. Здесь нужно отметить, что конструкторскому бюро Трашутина (ещё до завершения им производственной деятельности) присваивается статус головного конструкторского бюро по специальным дизелям (ГСКБ «Трансдизель»).
Решая важные производственные задачи, с которыми ежедневно, точнее сказать, ежечасно, была связана деятельность руководимого им КБ, Главный не забывал, что будущие творцы машин и продолжатели сделанных его службами начинаний, ещё осваивают азы проектирования и расчётов машин в вузах. Твёрдо знал, что кадры решают всё. И их надо готовить. Именно это обстоятельство побуждало его к сохранению и укреплению творческих связей с учреждениями, занимающимися подготовкой специалистов. И прежде всего с вузами (в частности, с ЮУрГУ). Изыскивал возможности для материальной поддержки подготовки молодых специалистов на основе организации производственных практик на оплачиваемых рабочих местах предприятия, а также на основе совместного с вузами (к примеру, с кафедрой ДВС ЮУрГУ) проведения научно-исследовательских работ по договорной тематике.
При его поддержке на условиях хоздоговорных тем кафедрой ДВС проводились работы по ограничению тепловой и механической напряжённости форсированных наддувом дизелей специальных машин, совершенствованию процессов топливоподачи, по исследованию проблем, возникающих при форсировании дизелей по величине среднего эффективного давления цикла до уровня 2-2,5 МПа. В тот период о названных уровнях форсирования даже в зарубежной литературе каких-либо сведений не содержалось. При поддержке Трашутина в ЮУрГУ (при кафедре ДВС) была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория, в деятельности которой активное участие принимала студенческая молодежь.
На момент завершения Иваном Яковлевичем его трудовой деятельности (декабрь 1981 г.) ГСКБ «Трансдизель» обладало качествами высокоорганизованного конструкторского предприятия, способного решать задачи по совершенствованию и созданию новых специальных машин (дизелей) для оборонных и общехозяйственных нужд страны. И были (и есть) специалисты, способные продолжить и приумножить начатое и деланное им. Первым эстафету принял его ближайший сподвижник и ученик В.И. Бутов.
С декабря 1981 г. В.И. Бутов назначается Генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». Его заместителями становятся В.Я. Ласюченко, В.Я. Олейников, Б.А. Мурдасов (выпускник ЮУрГУ), С.М. Музикус, В.С. Фёдоров‚ Ю.Р. Овсяников (выпускник ЮУрГУ), В.А. Бешкарев (выпускник ЮУрГУ).
Сегодня, как уже отмечалось, обязанности главного конструктора ГСКБ «Трансдизель» исполняет М.А. Старунский (выпускник кафедры ДВС ЮУрГУ). И дело, которому всего себя посвятил И.Я. Трашутин, живёт. Уже находятся в массовом производстве дизели В-92С2, основные конструктивные особенности которых позволяют рассматривать их, как представителей обширного семейства двигателей типа В-2, с созданием которого связаны ранние годы творческой деятельности Ивана Яковлевича (ранее упоминавшийся дизель БД-2). Выпускается и совершенствуется семейство дизелей типа 2В, уже широко используемое на армейских машинах десанта. Ведутся работы по созданию новых машин (двигателей) общехозяйственного назначения. О дизеле В-92С2 (предназначен для установки на танк Т-90С) может быть сказано отдельно: по своим технико-экономическим показателям (масса, габаритная мощность, экономичность, приспособляемость к нагрузке, надёжность) он превосходит многие зарубежные образцы двигателей. И в этом смысле по состоянию на сегодня он может рассматриваться как шедевр отечественного и мирового дизельного машиностроения.
В период, когда жил и работал Иван Яковлевич Трашутин, ценность и значимость вклада в реализацию общих целей определялась словами: «Труд есть дело чести, славы, доблести». Дело славы... Но не за славу, не ради неё работал «Иван-Дизель». Она пришла к нему по результатам труда, труда напряжённого, часто жертвенного.
Автор: Борис ШАРОГЛАЗОВ, 2016 г.
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга "Купола Кремля" здесь