Найти тему
Сергей Овчинников

Прострел везде поспел (импровизированный тест старых фотокамер)

У нас, на Урале, лезут в лесах и на полянах замечательные цветы - прострелы. Народные названия: "сон-трава" или "подснежник". Как не окажешься с фотоаппаратом в нашем городском бору - обязательно сфотографируешь прострел. Первые прострелы у нас, в Челябинске, полезли из под земли 20-21 апреля.

Хожу в бор с разными старыми цифровыми фотокамерами. Прострел на каждой из них выходит замечательно.

Лучшую естественную резкость демонстрирует мой любимец, который не перестаёт меня удивлять - Panasonic LC5. Матрица здесь фирменная от Panasonic.

Panasonic LC5. 65 мм, F3.4, 1/522 сек., 100ISO. Внутрикамерный JPEG.
Panasonic LC5. 65 мм, F3.4, 1/522 сек., 100ISO. Внутрикамерный JPEG.

Снимок выполнен с использованием брекетинга фокуса. Выбран лучший из трёх кадров. Кроп с фотографии привожу ниже. Меня впечатляет качество изображения с LC5, особенно учитывая тот факт, что это внутрикамерный JPEG без какой-либо обработки вообще!

Объектив начала 2000-х конструкции Canon творит чудеса! При этом LC5 - действительно компактный фотоаппарат. Он может войти в карман вашей куртки, чего не скажешь о других героях сегодняшней статьи.

Panasonic LC5. Кроп кадра.
Panasonic LC5. Кроп кадра.

Не менее приятно снимать прострел на продолжателя славных традиций LC5 - Leica Digilux 2 (клон Panasonic LC1). Отличное стекло рисует красиво! Добавим сюда возможность снимать в RAW и "проявлять" снимок по вкусу на компьютере.

Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). 40 мм, F3.2, 1/160 сек., 100ISO. JPEG из RAW.
Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). 40 мм, F3.2, 1/160 сек., 100ISO. JPEG из RAW.

D2 вооружен отличным стеклом. И всё же, учитывая размер оптики и возможности RAW, я не нахожу естественную резкость объектива достаточной. Впечатляющий уровень LC5 (D1) не достигнут.

Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). Кроп кадра.
Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). Кроп кадра.

Пусть на Leica Digilux 2 рекомендуют снимать на максимальной F2.0, чтобы раскрыть весь потенциал стекла - мы не будем слепо следовать советам. Прикроем сильнее диафрагму. Изображение должно стать чётче.

Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). 90 мм, F7.1, 1/320 сек., 100ISO. Внутрикамерный JPEG.
Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). 90 мм, F7.1, 1/320 сек., 100ISO. Внутрикамерный JPEG.
Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). Кроп кадра.
Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). Кроп кадра.

Сравним результат Leica Digilux 2 с аналогичным кадром с Panasonic FZ20 + TCON-14B. Кроп для сравнения ниже.

Panasonic FZ20 + TCON-14B. Кроп кадра.
Panasonic FZ20 + TCON-14B. Кроп кадра.

Полный кадр ещё ниже. Освещение менялось постоянно, поэтому кадр с FZ20 кажется лучше "проработанным в тенях".

Резкость и цвет лучше на D2, но не настолько, как можно было предположить. Всё-таки, FZ20 - недорогая любительская фотокамера с универсальным объективом к которой был прикручен дополнительный кусок стекла. Я ожидал худших результатов. И я приятно удивлен.

Panasonic FZ20+TCON-14B. 184 мм, F5,6, 1/200 сек., 80ISO. Экспокоррекция -0,3. Внутрикамерный JPEG.
Panasonic FZ20+TCON-14B. 184 мм, F5,6, 1/200 сек., 80ISO. Экспокоррекция -0,3. Внутрикамерный JPEG.

Вот ещё два кадра для сравнения фотокамер Leica Digilux 2 и Panasonic FZ20.

Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). 50 мм, F3.2, 1/125 сек., 100ISO. Внутрикамерный JPEG.
Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). 50 мм, F3.2, 1/125 сек., 100ISO. Внутрикамерный JPEG.
Panasonic FZ20+TCON-14B. 164 мм, F2,8, 1/100 сек., 80ISO. Внутрикамерный JPEG.
Panasonic FZ20+TCON-14B. 164 мм, F2,8, 1/100 сек., 80ISO. Внутрикамерный JPEG.

Признаем тот факт, что фотография с D2 выглядит скучно, в то время как фотография с FZ20 производит впечатления выполненной на какой-нибудь советский объектив (более интересное боке). Всё благодаря использованию дополнительного стекла Olympus TCON-14B.

Конечно, я фотографировал прострел и на легендарный Olympus E-20 - компактный фотоаппарат с зеркальным видоискателем. Признаюсь, в сравнении с Leica Digilux 2 у него есть только два ключевых преимущества: зеркальный видоискатель и возможность снять подряд до четырёх кадров RAW. В остальном эта камера - тормоз.

Скажу честно: Olympus E-20 проигрывает в сравнении с Leica Digilux 2 (он же Panasonic LC1).

Объектив Olympus E-20 уступает в резкости объективу D2. RAW с камеры тянется плохо, оптический диапазон кажется недостаточным. Но в целом камера оставляет отличные ощущения от работы с ней. Её дизайн великолепен!

Panasonic FZ20+TCON-14B. 80 мм, F9.0, 1/20 сек., 80ISO. JPEG из RAW.
Panasonic FZ20+TCON-14B. 80 мм, F9.0, 1/20 сек., 80ISO. JPEG из RAW.
Olympus E-20. Кроп кадра.
Olympus E-20. Кроп кадра.

Привожу пример фотографии прострела с фотомодуля легендарного камерофона Nokia 808, выполненное в режиме передискретизации пикселей, где 38Мп дали 8Мп. На самом деле, при формировании итогового изображения была использована центральная часть матрицы - функция цифрового зума без потерь. Только так на 808-й модели можно эффективно снимать макро.

Nokia 808. 28 мм (цифровой зум), F2.4, 1/100 сек., 64ISO. Внутрикамерный JPEG.
Nokia 808. 28 мм (цифровой зум), F2.4, 1/100 сек., 64ISO. Внутрикамерный JPEG.
Nokia 808. Кроп кадра.
Nokia 808. Кроп кадра.

Так или иначе - результат впечатляет. Отличная цветопередача. Отличная резкость (пусть и немного мимо). Отличная экспонометрия. Приятный шум в виде "плёночного зерна".

Nokia 808. 28 мм (цифровой зум), F2.4, 1/190 сек., 64ISO. Внутрикамерный JPEG.
Nokia 808. 28 мм (цифровой зум), F2.4, 1/190 сек., 64ISO. Внутрикамерный JPEG.
Nokia 808. Кроп кадра.
Nokia 808. Кроп кадра.

К сожалению, не смотря на выдающиеся аппаратные возможности, Nokia 808 неудобна в использовании. В штатном приложении камеры нет возможности точно сфокусироваться, настроить диафрагму и выдержку, изменить способ экспозамера.

Для сравнения решил сфотографировать прострелы ещё и на легендарную системную фотокамеру Konica Minolta Dynax 7D в паре со светосильным объективом Sony DT 50 мм F1.8 SAM. Давайте посмотрим, что получилось!

Konica Minolta Dynax 7D + Sony  SAL50F18 . 50 мм, F8, 1/125 сек., 100ISO. JPEG из RAW.
Konica Minolta Dynax 7D + Sony SAL50F18 . 50 мм, F8, 1/125 сек., 100ISO. JPEG из RAW.
Konica Minolta Dynax 7D + Sony DT 50 мм F1.8 SAM. Кроп кадра.
Konica Minolta Dynax 7D + Sony DT 50 мм F1.8 SAM. Кроп кадра.

Ещё один пример, доказывающий, что любая начальная системная камера способна дать замечательную картинку.

Konica Minolta Dynax 7D +  Sony  SAL50F18. 50 мм, F5.6, 1/500 сек., 100ISO. JPEG из RAW.
Konica Minolta Dynax 7D + Sony SAL50F18. 50 мм, F5.6, 1/500 сек., 100ISO. JPEG из RAW.
Konica Minolta Dynax 7D +  Sony  SAL50F18. Кроп кадра.
Konica Minolta Dynax 7D + Sony SAL50F18. Кроп кадра.

Т.о. лучшим компактным фотоаппаратом из протестированных на прострелах, по совокупности качеств, оказывается Leica Digilux 2 (клон Panasonic LC1). Изображение с этой камеры максимально приближено к картинке с системной камеры. При этом, за счёт меньшей матрицы, глубина резкости выше и можно снимать не зажимая диафрагму.

Если у вас есть ненужная, но рабочая старая цифровая камера и вы готовы отдать её в дар - пишите на ovch@me.com или через группу ВК. Доставку оплачиваю.