Найти тему

Пять лет глазами взрослого и ребёнка

Из воспоминаний Антоновой Таисьи Фёдоровны (Шмелевой)

(1925 года рождения) о раскулачивании её семьи

"Когда нашу семью раскулачили мне было 5-6 лет. Это значит, дело происходило в 1930-31 годах. В семье нас было семеро человек:

Отец - Шмелев Федор Тимофеевич (был красным партизаном в отряде Нехорошева, воевал за советскую власть)

Мать - Шмелева Лукерья Семеновна

Дети: Михаил – 14 лет

Иван – 12 лет

Николай – 10 лет

Таисья – 7 лет.

Бабушка - Прасковья Ивановна Шмелева.

Шмелёвы Таисья, Михаил и Николай. Перед раскулачиванием, 1930 год
Шмелёвы Таисья, Михаил и Николай. Перед раскулачиванием, 1930 год

Дом был большой, 3 комнаты, располагался на нынешней территории усадьбы Алдабаева. Были 2 амбара, баня, двор, сарай, сельскохозяйственный инвентарь (помню жатку "Маккормик"). Из живности – лошадь, корова, овцы, куры и собака Пестель.

Работников наемных у нас не было. Работали сами, все делали своими руками.

Как происходило изъятие имущества, я не помню. Хорошо только запомнила, что мама сильно плакала (т.к. отца забирали на пять лет), а я ей объясняла на пальцах, что пять лет - это совсем немного. Отца выслали в Искитим под Новосибирском. Мать ездила к нему ненадолго. Нас всех из дома выгнали, и поселили Горобца (он был каким-то начальником на сахарном заводе, тогда завод только строился).

Мать жила на квартире у бабки Коганихи (где стоит избушка Мерзликиной А.) и братья с ней. А бабушка не пошла из дома и оставила с собой меня. Мы жили с ней в первой избе (т.е. в кухне), а новые жильцы порубили ещё одну дверь. Некоторое время мы никуда не выходили, а однажды бабушка вышла, а я – за ней, играть. Они все двери закрыли и нас больше не впустили. Бабушка пришла, села на порог и заплакала. Она пошла жить к Чудиновым (своей дочери), а я побежала к маме.

Потом мы перешли жить к материному отцу, Жигульскому Семёну. Сразу к нему не пошли, потому что с ним ещё жил его сын женатый, а как он отделился, дедушка нас забрал. Туда и отец вернулся.

После в нашем доме жили киргизы, а потом его сломали, и сруб увезли на третье отделение (пос. Логовое). Там из двух домов (нашего и дяди Вани Шмелева, брата отца) выстроили контору или клуб."

(Воспоминания записаны в 1999 году)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц